Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Деревянное кружево Елабуги

ГлавнаяО насЕлабуга — жемчужина Прикамья

О нас

29.04.2017


«Наше наследие» — один из наиболее авторитетных и богатых по содержанию современных российских журналов, посвященных культуре и искусству. Созданный по инициативе академика Д.С.Лихачева в 1988 году, он был причислен ЮНЕСКО к лучшим подобным изданиям в мире.

Помимо материалов по истории и культуре России, рассказов о коллекциях произведений искусства, архитектурных памятниках, музейных запасниках, журнал регулярно издает материалы о российской провинции.

В 120 номере «Нашего наследия», первом за 2017 год, опубликован очерк журналиста Елабужского государственного музея-заповедника Людмилы Пахомовой «Елабуга — жемчужина Прикамья». В традициях издания статья елабужского автора богато проиллюстрирована старинными и современными фотографиями города и его музеев.

Публикацию Л.Пахомовой органично дополняет статья «День в Елабуге» — краткие воспоминания Владимира Енишерлова, главного редактора издания, о поездке в 1978 году журналистов «Огонька» на могилу М.И.Цветаевой.

Предоставленный в журнал «Наше наследие» текст Л.Пахомовой был частично сокращен. Кроме того, в результате редакционной правки в нем появились несколько ошибок и неточностей. Поэтому мы сочли необходимым поместить на сайте Елабужского государственного музея-заповедника оригинальный текст нашего журналиста в полном объеме.

 


Елабуга — жемчужина Прикамья

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Елабугу называют «жемчужиной Прикамья». И, действительно, словно драгоценный камень лежит она в оправе синих рек и озер, зеленых холмов, лугов и лесов, — в радужном мерцании веков, которые оставили после себя не только многочисленные легенды и предания, но и чудом сохранившийся город, застроенный купеческими особняками и мещанскими домиками с непременными огородами, погребами и сараями.


Панорама Елабуги. © Фото Л.Пахомовой. 2011
Панорама Елабуги © Фото Л.Пахомовой. 2011

Панорама Елабуги. © Фото Л.Пахомовой. 2011

Лежит на этом городе невидимая, но явственная печать избранничества, позволившая ему не затеряться на великих просторах России. А зримым символом древности Елабуги служит башня Чертова городища, венчающая высокий холм, с которого открываются неповторимые по своей красоте и безбрежности дали. Именно с этой дозорной крепостной башни обитатели восточного форпоста Волжской Булгарии могли следить за приближением врагов и вовремя укрываться за мощными каменными стенами. Впрочем, и без них средневековая крепость никогда не была легкой добычей, поскольку с трех сторон ее окружали крутые склоны, а с четвертой, западной, защищали три земляных вала со рвами. Часть из них была восстановлена к 1000-летию города, которое широко праздновалось в 2007 году. На эмблеме юбилея красовалась, конечно же, башня — единственный в Татарстане дошедший до наших дней архитектурный памятник домонгольского периода. Можно не сомневаться, что и от него не осталось бы камня на камне, если бы Иван Васильевич Шишкин, отец великого русского художника, радеющий о сохранении древностей, не восстановил его в 1867 году. Судя по рисункам его сына И.И. Шишкина и художника-академиста К.Ф. Гуна, к тому времени от башни мало что оставалось — лишь часть северной стены, которая и доныне выделяется своей кладкой на фоне схожей стены из дикого бутового камня.

Есть неподалеку от Чертова городища прямо в черте города еще одна редкостная, только не рукотворная, а природная достопримечательность — Елабужский геологический разрез. Здесь, на обнаженных выходах высокого берегового склона, наглядно отражена летопись геологических событий пермского периода. Венчают разрез огромные глыбы известняков, которые являются отложениями древнего пермского моря. Его акватория покрывала значительную часть территории современного Татарстана около 270 млн лет назад.

Изучением данного разреза и расшифровкой отраженных в его структуре геологических событий занимались выдающиеся естествоиспытатели и геологи XIX и XX веков.

Официально статус уездного города Елабуга получила в 1780 году во время правления Екатерины II. И в 1980 году горожане скромно, на советский манер, отметили 200-летний юбилей. У всех была еще в памяти эта дата, когда впервые заговорили о 1000-летии. Воспринимали его по-разному: шутка ли сказать — за четверть века город постарел на целых 800 лет. Впрочем, многочисленные находки на том же Чертовом городище, которое неоднократно оказывалось в центре внимания различных археологических экспедиций, убедительно свидетельствовали, что это место было обитаемым и в ананьинскую эпоху, то есть в IX–III вв. до нашей эры.

Елабужское Чертово городище. © Фото Л Пахомовой. 2016
Елабужское Чертово городище © Фото Л.Пахомовой. 2016

Елабужское Чертово городище. © Фото Л Пахомовой. 2016

Загадочная башня на высокой горе издавна была овеяна разными легендами. Самая известная из них связана с периодом Казанского ханства и царицей Сююмбике. Но что интересно, изначально она дошла до нас не в виде изустных сказаний, а в конкретном литературном источнике XVI века — исторической повести «Сказание, сиречь история о начале Царства Казанского, и о бранех и о победах великих князей московских со цари казанскими, и о взятии Царства Казани, еже ново бысть». Считается, что автором этого литературного памятника, известного в науке под названиями «Казанская история», «Казанский летописец» или «История о Казанском царстве», был священник Иоанн Глазатый, который попал в плен к татарам и 20 лет прожил в Казани при ханском дворе.

Вот что он повествует в одной из глав своей повести: «Было при мне, когда жил я в Казани, и третье знамение. В некоем улусе стоял на высоком берегу реки Камы опустевший городок, который русские называют бесовским городищем. В нем обитал бес, с давних лет прельщая людей. Еще при старых болгарах здесь было мольбище языческое. И сходилось сюда много людей со всей Казанской земли: варвары и черемиса, мужчины и женщины, жертвоприношения творя бесу и прося совета у живших там волхвов. Таких людей бес как будто исцелял от болезней, всех же, кто пренебрегал им и обходил стороной, не принося ему никакой жертвы, убивал — у плывших по реке перевертывал лодки и топил всех в реке. Губил он и некоторых христиан.

И никто не смел проехать мимо, не пожертвовав ему чего-нибудь из своего имущества. Тем, кто его спрашивал, он невидимо отвечал через своих жрецов, ибо приезжали к нему жрецы и волхвы. Предсказывал он и долгую жизнь, и смерть, и здоровье, и болезни, и убытки, и земли их завоевание и разорение, и всякую беду. И когда уходили они на войну, то приносили жертвы ему, вопрошая его с помощью волхвов, с добычей или пустыми возвратятся они домой. Бес же все предсказывал им, соблазняя их, а иногда и обманывал.

И послала царица самого казанского Сеита узнать, московский ли царь и великий князь одолеет Казань или казанцы одолеют его. И девять дней лежали, припав к земле, бесовские иереи, молясь и не поднимаясь со своего места, и ели только для того, чтобы не умереть с голода. И на десятый день, в полдень, едва отозвался им бес, и услышали все люди, находившиеся в мечети, его голос: «Зачем досаждаете мне, ведь уже нет вам отныне надежды на меня, ни на помощь мою, ибо ухожу от вас в пустынные и непроходимые места, изгнанный Христовою силой, так как приходит он сюда со славою и хочет воцариться в земле этой и просвятить ее святым крещением».

И вскоре повалил густой черный дым из городка, из мечети, и в изумлении увидели мы все, как вылетел с ним вместе на воздух огненный змей, и полетел на запад, и скрылся из глаз. И поняли все, что случившееся означает: пришел конец их житию»1.

Памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммату, основателю города Алабуги (Елабуги). © Фото Л.Пахомовой. 2009
Памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммату, основателю города Алабуги (Елабуги) © Фото Л.Пахомовой. 2009

Памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммату, основателю города Алабуги (Елабуги) © Фото Л.Пахомовой. 2009

Название Чертова городища прочно закрепилось за этим местом. Его не смогло ни стереть, ни изменить даже то, что в продолжении 150 лет на территории бывшего языческого капища жили насельники православного монастыря, первоначально обустроившие в упомянутой башне церковь во имя Сошествия Святого Духа.

На какое-то время Елабуга меняла свое название, став селом Трехсвятским. По преданию, это наименование она получила в связи с даром царя Иоанна Грозного — иконой трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Как многие другие церковные ценности и реликвии эта икона была утрачена после революционной смуты, а до того времени на протяжении трехсот с лишним лет она являлась главной святыней самой первой местной церкви во имя Покрова Божьей Матери.


* * *

Если в булгарский период Елабуга была восточным форпостом государства, то после завоевания Иоанном Грозным Казанского ханства она оказалась на пограничье между формирующейся империей и необъятными степями свободолюбивых кочевых племен башкир. Именно они да не покорившиеся Московии татары были главной военной угрозой селу, причисленному к категории дворцовых. Кстати, именно по этой причине местные крестьяне смогли избежать крепостного права.

На реке Каме. Пристани у г. Елабуги. Открытое письмо. 1900-е гг. 9 х 14. Фонды ЕГМЗ
На реке Каме. Пристани у г. Елабуги Открытое письмо. 1900-е гг. 9 х 14. Фонды ЕГМЗ

На реке Каме. Пристани у г. Елабуги. Фонды ЕГМЗ

Монахи, обитавшие на труднодоступной горе с остатками средневековой цитадели, были хотя бы отчасти защищены от набегов, а вот жителям села, расположенного в долине реки Тоймы, пришлось строить оборонительные сооружения. Вначале это была окруженная рвом и валом небольшая деревянная крепость в районе Никольской церкви. Позднее возвели аналогичные укрепления, но только гораздо больших размеров с пятью башнями, в которых находилась военная стража.

Елабужане занимались земледелием, огородничеством, ловили на Каме стерлядь, которая затем в прорезных стругах доставлялась к императорскому двору. В 1746 году, к примеру, цена на восьмивершковую стерлядь составляла две, а на аршинную — десять копеек за каждую рыбу. Эти сведения содержатся в указе Санкт-Петербургской дворцовой конторы, изданном во времена царствования Елизаветы Петровны.

Но если стерлядь и сейчас еще ловят на Каме, то водившиеся здесь некогда исполинские белуги остались только в преданиях. А обитали они в реке как раз начиная от Чертова городища и заканчивая двадцатью километрами ниже по течению, где у села Котловки глубина Камы доходила до 1200 метров. Величина белуг достигала порой невероятных размеров — от 50 до 100 пудов.

В 1769 году Елабугу посетил капитан Н.П. Рычков. Он был участником одной из пяти знаменитых Академических экспедиций XVIII века, проводившихся с целью изучения земель и ресурсов Российской империи. Рычков составил краткое описание дворцового села, в котором отметил, что «Земля, в округе сего пригородка лежащая, наполнена великим множеством соснового леса, а при том будучи через меру глиниста, ни к хлебопашеству, ни к скотоводству нимало не способна. Сие самое принудило жителей упражняться в разных торгах и рукоделиях, и оставить им приличные промыслы»2. Среди ремесленного люда Н.П. Рычков особо выделил медников, иконописцев, набойщиков и серебряков.

Женская гимназия в Елабуге. Фотографическая почтовая карточка. 1900-е гг. 9 х 14. Из архива М.К.Петрова
Женская гимназия в Елабуге. Фотографическая почтовая карточка 1900-е гг. 9 х 14. Из архива М.К.Петрова

Женская гимназия в Елабуге. Фотографическая почтовая карточка. Из архива М.К.Петрова

Изготовлением изделий из меди и серебра занимался прадед художника Афанасий Дмитриевич Шишкин. Его считают основателем в Елабуге колокололитейного завода, который просуществовал около 140 лет. Здесь отливались как небольшие поддужные колокольчики, так и колокола весом свыше 500 пудов. Но если первые еще можно увидеть в музеях и частных коллекциях, то участь больших церковных колоколов общеизвестна: они сбрасывались на землю и отправлялись на переплавку. И все же один 300 пудовый благовестник, отлитый в первой половине XIX века на заводе Шишкиных, перед каждой службой призывно звучит сейчас с колокольни Покровской церкви. Он был поднят в 1990 году со дна Камы при углублении фарватера реки. Как выяснилось позднее, заказ был сделан для церкви села Пьяный Бор, но судно, на котором везли колокол, перевернулось и камские воды укрыли его на целых 150 лет, пока не миновали годы богоборчества.

С давних пор в Елабуге существовали три церкви — Покровская, Никольская и Спасский собор. Святынею последнего храма, как писал в 1890 году елабужский краевед В.Ф. Кудрявцев, считалась икона Спасителя, украшенная золотом и драгоценными камнями…

«Предание об этой иконе такое. Безвестному иконописцу в с. Красном, стоящем на берегу реки Вятки, было заказано в сонном видении писать икону Спасителя для того, кто приедет издалека за нею. Приняв этот сон за откровение свыше, он принялся за работу. Старинные иконописцы, по рассказам, отличались большим благочестием: принимаясь за богоугодное дело, они предварительно постились и молились об успешном окончании своей работы. Как только икона была окончена, в дом входит приезжий старик и спрашивает, готова ли у иконописца икона Спасителя. Приезжий был житель Елабуги Остальцов. Ему также, после неоднократных сновидений, приказано было ехать за иконой в назначенное место и привезти ее в Елабугу. Иконописец удивлялся приехавшему за получением иконы, которого он никогда не видал, а Остальцов исполнению работы иконописцем, о котором он до сего времени не слыхал. Убедившись в святости видения, осуществившегося на деле, оба они с благоговением и трепетом перенесли икону в лодку, на которой она и была перевезена в Елабугу. Икона была поставлена в часовне, а потом перенесена в собор, который и был построен с целью, главным образом, достойного вместилища для этой явленной иконы»3.

Дом купцов Гирбасовых. Фотографическая почтовая карточка. 1900-е гг. 9 х 14. Фонды ЕГМЗ
Дом купцов Гирбасовых. Фотографическая почтовая карточка 1900-е гг. 9 х 14. Фонды ЕГМЗ

Дом купцов Гирбасовых. Фотографическая почтовая карточка. Фонды ЕГМЗ

Жители Елабуги считали, что по молитвам к этой чудотворной иконе произошло их спасение от неминуемой смерти, а села — от полного разорения во времена Пугачевского восстания. Грозный его предводитель оказался в здешних местах, направляясь на взятие Казани. Узнав, что за полгода до этого непокорное Трехсвятское не один раз давало отпор его передовым отрядам, Емельян Пугачев пришел в ярость и обрек село на погибель. Но последовавший вслед за тем приступ непонятной болезни, а затем поразившая его слепота, которые самозванец счел следствием своего кровавого приговора, вынудили его сменить гнев на милость. После молебна перед иконой Спасителя пелена спала с глаз Пугачева. В результате его войско прошло через секло тихо и безмолвно, словно ведомое какой-то непостижимой силой, не причинив никому никакого вреда.


* * *

Несмотря на большое количество оврагов в Елабуге изначально существовала сетка прямых улиц, ориентированных с севера на юг и с запада на восток. Именно она легла в основу первого проекта регулярной планировки города, утвержденного в августе 1784 года. Применяясь к сложному ландшафту, часть сухих логов жители засыпали, а через глубокие овраги с ручьями перекинули мосты.

Улица Спасская. © Фото Л.Пахомовой. 2008
Улица Спасская © Фото Л.Пахомовой. 2008

Улица Спасская. © Фото Л.Пахомовой. 2008

Пожар, приключившийся в Елабуге в августе 1850 года, произвел невероятное опустошение, уничтожив около 500 домов. Живыми впечатлениями того времени дышат строки очевидца событий, автора юношеской поэмы «Пожар» и будущего писателя Дмитрия Ивановича Стахеева:

      Нерукотворная икона
      На место бедствий наконец
      Несется. Ветер утихает
      Переменяя свой порыв,
      И воя страшеного мотив
      Уж постепенно умолкает.

      Восток горит зарей лиловой,
      Пожар утих, и пар багровый
      Поднялся с жалких пепелищ.
      Кто на места былых жилищ,
      А кто под уцелевший кров
      Пошел, чуть движась, с попыхов.
      И кое-где еще горели
      Непотухавшие огни,
      Остатки зданий тихо тлели,
      Курились чадно головни.
      Народ уныло там и сям
      Бродил по тлеющим буграм.

      Но, верно, так угодно Богу! —
      Огонь вдруг снова запылал,
      Пылая страшную дорогу
      Повсюду грозно пробивал.
      В ненарушаемом раздолье
      Все полизал, все истребил,
      И, как дрова в кострах, в уголья

Жилища мира превратил4.

Между тем, словно восставшая из пепла птица Феникс, возрожденная после пожара Елабуга стала несравненно красивее прежнего. Умудренные горьким опытом, владельцы стали строить гораздо больше кирпичных домов, а также возводить между усадьбами брандмауэры — высокие каменные стены, многие из которых сохранились и доныне.

Деревянное кружево Елабуги. © Фото Л.Пахомовой. 2007
Деревянное кружево Елабуги © Фото Л.Пахомовой. 2007

Деревянное кружево Елабуги. © Фото Л.Пахомовой. 2007

По сути главные улицы в исторической части города выглядят сейчас примерно так же, какими их отстроили после пожара более 150 лет назад. Каждый хозяин старался по-особому украсить свой дом, торговую лавку. Еще больше архитектурных изысков имели общественные здания и учебные заведения. Созданные в стиле классицизма и эклектики, модерна и ампира, псевдорусской архитектуры и деревянного народного зодчества, они удивляют и радуют взгляд фигурной кирпичной кладкой и арочными окнами, портиками и капителями, аттиками и колоннами, кессонами и медальонами, рустами и профилированными тягами, пилястрами и лепной геральдикой, коваными ажурными парапетами и чугунными решетками, изящной деревянной резьбой наличников и карнизов…

Стоит добавить, что в начале XX века Елабуга оказалась в числе немногих городов Российской империи, где появилось электрическое освещение. А еще раньше в 30-е годы XIX века стараниями все того же И.В. Шишкина здесь был построен первый деревянный водопровод, по которому ключевая вода подавалась в центр города.

Как и когда он был сооружен, об этом сохранилось письменное свидетельство самого И.В. Шишкина. «На трехлетие с 1832-го по 1835-й год выбрали меня градским головой. По вступлении в службу в первые лета искали средства и возможность снабдить город водой, которой чувствовался большой недостаток, особенно во время весны. Для сего Камашев5 предложил сделать артезианский колодец, но на это надо было большое умение и большие деньги, а их то ничего не было. Да к тому же и не всегда удается. В это же время в одном овраге за городом показался маленький ключик. Я его осмотрел и вознамерился привести его трубами в город. Об этом предприятии передал Камашеву. Он очень одобрил и присоветовал. Но кроме его никто не сочувствовал и решительно никто не надеялся, чтобы можно было провести воду туда, где ее нет, потому что тогда о таковых делах не только ведать, даже не слыхали. И поэтому никто не согласился никакого делать пособия.

Деревянная труба первого елабужского водопровода, проведенного И.В.Шишкиным. © Фото Л.Пахомовой. 2009
Деревянная труба первого елабужского водопровода, проведенного И.В.Шишкиным © Фото Л.Пахомовой. 2009

Деревянная труба первого елабужского водопровода, проведенного И.В.Шишкиным © Фото Л.Пахомовой. 2009

Тогда я и решился устраивать собственно своим счетом. Но при всем том это дело для всех нас было совершенно новое. Не видали и не слыхали, как его устраивать, и как составлять трубы, разумеется, чтобы не было течи, а вода была дорога, потому что ее было очень мало. При всем том, пораздал вертеть и составлять трубы мастерам рязанским, которые в колодцы делали насосы. Они навертели трубы соснового лесу толщиною от 6 до 8 вершков, длиною 3-х сажен и положили в готовые канавы, сложили, как умели. Но мы все-таки не могли доверить им в том, чтобы не было течи из труб на пространстве 800-т сажен, а поэтому не приказали канаву с трубами зарывать для того, чтобы проверить, как пустится вода, было видно, где она потечет, чтобы было ее удобнее закрепить. Трубы были уложены от самой площади и до самого почти верхнего ларя, который был совершенно приготовлен, и всего работы оставалось бы дня на два до пуска воды по трубам. Но вдруг нашли большие тучи с большим очень дождем и от этого по логу, где ведена канава, потекли реки воды, а в особенности по канаве.

И этой необыкновенной бурей все трубы подняло и унесло за Тойму в озеро и все их забило песком. Это случилось в июле месяце. После такого происшествия в городе почти все общество считало невозможным продолжение дела и еще по тому, что видно и судьбе неугодно, чтобы это делалось.

Но я, несмотря ни на что, снова принялся той же осенью снова проводить воду, из трубы снова вывертывали песок и промывали оной, и, наконец, уложили, и воду благополучно пустили, и она начала действовать фонтаном на несколько сажен вверх, как нельзя лучше. Тогда этому неожиданному и невероятному явлению удивлялись и удивлялись. И народ весь день беспрерывно толпился. Многие деревенские нарочито приезжали и приходили смотреть и удивляться такому делу. Даже больная жена Камашева в карете несколько раз приезжала, любовалась. Начально был поставлен столб сажени две, и в нем было проверчено несколько дыр, и в них во все стороны вода струилась. Я сделал на площади около столба чан, и из него начали воду брать. И этим устройством ограничились мои собственные издержки, которые мне стоили 1600 р. ассигнациями — сумма небольшая, но тогда была велика и мне. В этих издержках никто не участвовал, но я устраивал, не торопясь, хозяйственно и экономно»6.

Дом-музей И.И.Шишкина. © Фото Л.Пахомовой. 2009
Дом-музей И.И.Шишкина © Фото Л.Пахомовой. 2009

Дом-музей И.И.Шишкина. © Фото Л.Пахомовой. 2009

Отец художника оставил о себе добрую память не только многими благими делами и бескорыстным служением на пользу своим согражданам, он был автором двух книг — «История города Елабуги» (1871) и «Жизнь елабужского купца И.В. Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Последняя долгое время существовала в рукописи и была издана к 215-летию со дня рождения автора. Обе книги содержат богатый краеведческий материал об истории Елабуги, о развитии города и нравах живших в нем людей.


* * *

Дом Шишкиных располагался в самом красивом месте Елабуги, на высокой пойменной террасе по односторонней улице Набережной. Сюда, на солнечную южную сторону, выходили лицевой фасад дома и окна основной части комнат. Из них открывался великолепный вид на реки Тойму и Каму, заливные луга и озера. Даже не выходя из дома, будущий художник мог видеть разливы рек, подобные морям (так называется одна из его картин), широкие вольные просторы, огромный небосвод с вечно меняющимися картинами облаков, пылающие закаты над древней булгарской башней и темнеющие вдалеке лесные боры, которые через много лет станут называть «шишкинскими лесами».

Дом-музей И.И.Шишкина. Красная гостиная. ©Фото Л.Пахомовой. 2008
Дом-музей И.И.Шишкина. Красная гостиная © Фото Л.Пахомовой. 2008

Дом-музей И.И.Шишкина. Красная гостиная. ©Фото Л.Пахомовой. 2008

Где бы он не был — в Москве или Санкт-Петербурге в годы учебы, в заграничных поездках как пенсионер Императорской Академии художеств, его постоянно тянуло в родные места. Здесь вслед за восхищенным взором его кисть заносила на полотно сосны, облитые янтарным солнечным светом, могучий мачтовый лес, золотые волны пшеничного поля, пронизанные лучами папоротники… Словом, все то, чем с детства и до последних дней была очарована душа художника, сумевшего в лучших своих картинах не только гениально воплотить красоту и богатство русской природы, но и передать в них глубокий религиозно-философский смысл. Вот как, к примеру, отзывается о его известной живописной работе «Рожь» ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи М.В. Петрова: «Художник пишет поле не широким, обобщенным мазком, а перебирает чуть ли не каждый колос, тщательно выписывая его материальную фактуру. Подчеркнутая натуралистичность манеры, за которую его нещадно ругали и тогда, и теперь, между тем сознательно избрана художником, оказалась на поверку средством создания образа не столько самого поля, сколько поспевшей жатвы. И здесь же, прямо посреди поля в нарушение всех агротехнических норм, художник ставит сосны. Не три, не пять, а целых двенадцать, среди которых одна сосна засохшая, отпавшая. Художник композиционно выделяет ее одинокую. И само это количество, и та пустота вокруг омертвелой сосны навевают определенные ассоциации с двенадцатью апостолами, что привносит в картину какой-то иной настрой, приподнимая над повседневностью. Дерево, корнями связанное с землей, тем не менее, как единственная соизмеримая с человеком вертикаль, может подняться, возвысится над ней, в отличие от хлебного колоса, пригибающегося под собственной тяжестью и уже поэтому тяготеющего к земле. Собственно, в этом и заключается суть пластического конфликта, как прообраза извечного противостояния материального, плотского, т.е. земли и высокого, открытого небу и устремленного к нему духа. Не случайно встали посреди хлебного поля, золотом горящего на солнце, обещая земные блага, эти старые, могучие великаны. Не житейская логика, а великая правда жизни с ее борением плоти и духа водила рукой художника. А полем брани, как всегда у Шишкина, стала реальная природа, но только преисполненная того духовного созерцания, которое приподнимает образ над его конкретностью, привязанностью к земле»7.

Дом-музей И.И.Шишкина. Розовая гостиная. © Фото А.Куклина. 2015
Дом-музей И.И.Шишкина. Розовая гостиная © Фото А.Куклина. 2015

Дом-музей И.И.Шишкина. Розовая гостиная. © Фото А.Куклина. 2015

Родовое гнездо художника, в котором в 1975 году был открыт мемориальный Дом-музей И.И. Шишкина, было и остается главной, но уже не единственной гордостью елабужан. И тут самое время вновь обратиться к удивительной судьбе города. В 1984 году в Елабуге было решено развернуть очередную стройку века — огромный завод по типу соседнего КамАЗа, но только по производству пропашных тракторов. И масштабы, и темпы работ, как на промышленной площадке, так и в самом городе были впечатляющими. Оно и понятно: база стройиндустрии Набережных Челнов, набравшая обороты за время сооружения автозавода, теперь направила всю свою мощь на правобережье. И вполне вероятно, что остались бы от купеческой Елабуги, как от исторической части Набережных Челнов, лишь рожки да ножки, не случись несколькими годами раньше другого, до времени мало кому известного события. А связано оно было с именем Алексея Алексеевича Елфимова. Сам он прожил в Елабуге недолго, лишь пору детства и юности, пока в 1955 году не ушел на службу в армию. Но здесь остались его родные, школьные друзья, и поэтому в Елабугу, которую очень любил и ценил, он приезжал многократно. Именно у А.А. Елфимова в 1980 году зародилась идея о необходимости создания здесь музея-заповедника. Высказав ее тогдашнему председателю исполкома Елабужского горсовета Е.В. Привалову и встретив в его лице единомышленника, он взялся за дело. Почти десятилетие продолжался его поистине подвижнический труд, увенчавшийся в августе 1989 года постановлением правительства России о создании Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Он сам писал и рассылал в различные организации многочисленные письма, обращения, предпроектные предложения, ходатайства и даже подготовил первоначальный проект соответствующего постановления Совета Министров РСФСР с целым пакетом документов. Возникает закономерный вопрос: как какому-то по сути безвестному человеку удалось раскрутить маховик, в котором были задействованы общественные организации, государственные и партийные органы, научно-исследовательские институты? Отвечая на него, следует сказать, что А.А. Елфимов был человек военный. Почти 35 лет он прослужил в Вооруженных Силах, начав курсантом военного училища и закончив полковником. Последние годы был руководителем группы в службе контроля за работой военных представительств Министерства обороны на промышленных предприятиях, НИИ и ОКБ. А это значит, что он прекрасно ориентировался в сложном делопроизводстве, знал порядок оформления служебных документов и механизмы принятия решений на самых высоких уровнях. Кроме того, он жил в Москве и мог лично посещать связанные с созданием музея-заповедника заседания, участвовать в совещаниях, проводимых при защите проектных материалов.

Дом-музей И.И.Шишкина. Столовая. © Фото Л.Пахомовой. 2008
Дом-музей И.И.Шишкина. Столовая © Фото Л.Пахомовой. 2008

Дом-музей И.И.Шишкина. Столовая. © Фото Л.Пахомовой. 2008

А.А. Елфимову довелось возглавлять коллектив Елабужского музея-заповедника в очень сложные 1992–1997 годы, когда происходил развал страны, а экономика переживала глубокий кризис. И только тяжелая болезнь жены вынудила его снова вернуться в Москву.


* * *

К тому времени окончательное фиаско потерпели все планы по строительству завода-гиганта, вместе с которым должно было бы многократно увеличиться и население города. И хотя промышленная площадка, отведенная под производство тракторов, была передана впоследствии под предприятия свободной экономической зоны «Алабуга», ожидать значительного роста населения елабужанам не приходится, поскольку автоматизированные современные производства обходятся значительно меньшим числом работающих.

Покровская церковь. © Фото Л.Пахомовой. 2011
Покровская церковь © Фото Л.Пахомовой. 2011

Покровская церковь. © Фото Л.Пахомовой. 2011

Поэтому Елабуга была и остается довольно небольшим городом, население которой насчитывает 73 тысячи человек. Главная ее прелесть заключена в заповедной исторической части, где царит дух старины и патриархальности. Попадая на эти тихие улицы с малоэтажной, соразмерной человеку застройкой, чувствуешь, как в душе наступает какое-то умиротворение. Здесь можно бродить часами, любуясь неповторимостью каждого дома, удивляясь монументальности, которую можно придать даже двухэтажным зданиям, восхищаясь гармоничными пропорциями церквей и видами, открывающимися с улицы Набережной, поражаясь количеству музеев и числу бронзовых памятников и скульптур. Причем все это сконцентрировано на сравнительно небольшой территории, буквально в шаговой доступности. Неудивительно поэтому, что Елабуга производит на туристов неизгладимое впечатление. Причем, на любых, как из столиц, так и из забытых Богом глухоманей.

Спасский собор. © Фото Л.Пахомовой. 2011
Спасский собор © Фото Л.Пахомовой. 2011

Спасский собор. © Фото Л.Пахомовой. 2011

Конечно, столь привлекательной она стала не сразу. И здесь невозможно не назвать имена еще двух личностей, благодаря которым город буквально на глазах превратился в привлекательный туристический центр. Это — нынешний генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Ракиповна Руденко и пригласивший ее на эту должность в 2002 году бывший мэр города, а в настоящее время ректор Казанского (Приволжского) Федерального университета Ильшат Рафкатович Гафуров. За восемь лет совместной работы этого творческого тандема было сделано невероятно много: проведена реставрация не только отдельных архитектурных памятников, но и целых исторических кварталов; открыты несколько музеев, художественный салон, выставочный зал, библиотека Серебряного века; установлены бронзовые скульптуры; обустроена зона отдыха Шишкинских прудов; широко отпраздновано 1000-летие города; положено начало ежегодным международным симпозиумам художников; учреждена Литературная премия имени М.И. Цветаевой, возрождена Спасская ярмарка, одновременно с которой проводится фестиваль колокольного звона.

Все это выдвинуло небольшой город на Каме в число активно посещаемых малых туристских городов.

Никольская церковь. © Фото Л.Пахомовой. 2008
Никольская церковь © Фото Л.Пахомовой. 2008

Никольская церковь. © Фото Л.Пахомовой. 2008

Часовня Святого благоверного князя Александра Невского. © Фото Л.Пахомовой. 2014
Часовня Святого благоверного князя Александра Невского © Фото Л.Пахомовой. 2014

Часовня Святого благоверного князя Александра Невского. © Фото Л.Пахомовой. 2014


* * *

С Елабугой связано немало известных имен. В их числе психиатр Владимир Бехтерев, художники Василий Верещагин (не баталист), Карл Гун, писатели Владимир Короленко, Дмитрий Стахеев, Станислав Романовский, поэт Борис Пастернак, переводчик Михаил Лозинский, певец Сергей Лемешев, астрофизик Виктор Амбарцумян, маршал Леонид Говоров. Но главную привлекательность для туристов представляют места, хранящие память об Иване Шишкине, Марине Цветаевой и Надежде Дуровой. Именно в елабужской земле обрели последний покой две феноменальные русские женщины — мятежный поэт и романтическая кавалерист-девица, снискавшая славу не только на полях сражений, но и на литературном поприще. В Елабуге завязалась ее переписка с Александром Пушкиным. Сюда он писал, даже не прочитав еще рукописи «Записок кавалерист-девицы»: «За успех, кажется, можно ручаться. Судьба автора так любопытна, так известна и так таинственна, что разрешение загадки должно произвести сильное, общее впечатление. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность. Предмет сам по себе так занимателен, что никаких украшений не требует. Они даже повредили бы ему»8.

Музей-усадьба Н.А. Дуровой. © Фото Л.Пахомовой. 2012
Музей-усадьба Н.А. Дуровой © Фото Л.Пахомовой. 2012

Музей-усадьба Н.А. Дуровой. © Фото Л.Пахомовой. 2012

Когда же поэт познакомился с произведениями Надежды Дуровой, то отзыв его последовал незамедлительно: «Сейчас прочел переписанные Записки: прелесть, живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен»9. Из Елабуги Надежда Дурова отправилась в 1836 году покорять российский литературный Олимп и преуспела в этом, написав и опубликовав за пять лет роман, а также более десяти повестей и рассказов. Получив только домашнее образование, она с той же отвагой, что была ей присуща в военных битвах, взялась за самые разнообразные сюжеты, используя приемы авантюрно-приключенческих, исторических и мистических романов, сдабривая свои произведения русским, марийским и татарским фольклором.

До сих пор судьба ее остается для многих загадкой, а мотивы, побудившие сменить женское платье на военную форму и прожить до конца дней под мужским именем, трактуются порой совершенно извращенно. Между тем в «Записках кавалерист-девицы» можно найти ответы на многие вопросы, за исключением разве что ее замужества и рождения сына, о которых автор не захотела говорить своим читателям. Стоит также упомянуть, что в 1861 году в письме к редактору-издателю «Русской патриотической библиотеки» В.Н. Мамышеву Н.А. Дурова сообщает: «О биографии моей вы можете выправиться в моих Записках. В них подробно описана вся жизнь моя с самого рождения… В истине всего там написанного я удостоверяю честным словом и надеюсь, что вы не будете верить всем толкам и суждениям, делаемым вкривь и вкось людьми-сплетниками»10.

Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Интерьер. © Фото Л.Пахомовой. 2013
Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Интерьер © Фото Л.Пахомовой. 2013

Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Интерьер. © Фото Л.Пахомовой. 2013

В Елабугу Надежда Дурова впервые приехала с братом Василием, который был назначен сюда городничим. В 1841 году, когда она сказала последнее прощай Санкт-Петербургу, он вместе с семьей уже жил в Сарапуле. Ее там ждали, но она выбрала уединение в тихой живописной Елабуге, где мирно скончалась 150 лет назад на 83 году жизни и была похоронена на Троицком кладбище. В 1950-е годы оно было разрушено, а позднее частично застроено. И хотя могила женщины-офицера сохранялась дольше других, но со временем и ее следы тоже затерялись.

До той поры, пока в Елабуге не появился чудаковатого вида человек. Он стал приезжать каждое лето, первым начал расчищать погребенные под слоем мусора и земли руины Троицкой церкви и искать могилу Надежды Дуровой. Это был московский скульптор Федор Федорович Лях. Он не только нашел место захоронения кавалерист-девицы, но и создал великолепную конную скульптуру русской амазонки, которая в 1993 году была установлена у входа на Троицкое кладбище.

В том же году в доме на улице Московской, где прошли последние десятилетия ее жизни, был открыт Музей-усадьба Н.А. Дуровой. В его экспозиции отражены все главные периоды ее биографии: детство и юность, военная служба, литературная деятельность, жизнь в Елабуге. В числе других экспонатов здесь можно увидеть копии документов о венчании в Вознесенском соборе г. Сарапула 18-летней Надежды с чиновником 14 класса Василием Черновым и о крещении в том же храме в январе 1803 года их сына Иоанна.

Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Интерьер. © Фото Л.Пахомовой. 2012
Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Интерьер © Фото Л.Пахомовой. 2012

Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Интерьер. © Фото Л.Пахомовой. 2012

В отличие от Н. Дуровой Марина Цветаева пробыла в Елабуге немногим больше недели до трагической смерти в последний летний день 1941 года. Но именно в этом городе создан единственный в мире мемориальный комплекс, в который входят Дом памяти, Литературный музей, площадь с памятником-бюстом, библиотека Серебряного века, музей Портомойня и могила на Петропавловском кладбище.

В августе 1919 года в стихотворении «Тебе — через сто лет» она напишет:

      Со мной в руке — почти что горстка пыли —
      Мои стихи! — я вижу: на ветру
      Ты ищешь дом, где родилась я — или
      В котором я умру.

Дома в Трехпрудном переулке Москвы, где появилась на свет Марина Цветаева, давно уже нет. А тот, в котором оборвалась ее жизнь, более 60 лет находился в частном владении и только летом 2004 года в нем был открыт Дом памяти.

Дом памяти М.И. Цветаевой. © Фото Л.Пахомовой. 2011
Дом памяти М.И. Цветаевой © Фото Л.Пахомовой. 2011

Дом памяти М.И. Цветаевой. © Фото Л.Пахомовой. 2011

Каждые два года в Елабуге проходят Международные Цветаевские чтения, которые красноречиво свидетельствуют о силе, глубине, пронзительности и неисчерпаемости ее гениальной поэзии. Не иссякает поток приезжающих поклониться ее праху, возложить в день памяти на могилу цветы, посидеть в кругу почитателей поэта у цветаевского костра и, конечно, зайти в тот дом, где прошли последние дни ее жизни. О разыгравшейся здесь трагедии напоминают предсмертные записки и маленькая записная книжка в сафьяновом переплете с карандашиком, которые были вынуты уже после смерти из кармана ее передника. А в целом это обычный небольшой деревянный дом с земельным участком, хозяйка которого была белошвейкой, а ее муж — кузнецом и заядлым рыбаком. После них усадьба принадлежала другим владельцам, но кое-что с тех времен сохранилось и было передано в мемориальный музей. Это — швейная машинка, настенное зеркало и пепельница. Обстановка в доме воссоздана по воспоминаниям внука хозяев и по рисунку, выполненному в 1970 году. Окна маленькой комнаты, отведенной когда-то Марине Цветаевой и ее сыну Георгию Эфрону, смотрят на Покровскую церковь. Здесь в 1990 году по благословению патриарха Алексия состоялось заочное отпевание поэта и каждый год 31 августа служатся панихиды с поминовением Марины Цветаевой и ее родных.

Имя поэта принадлежит истории, а ее бессмертная душа живет в стихах — простых и сложных, событийных и пророческих, исполненных любви и боли, страсти и участия, благодарности и сострадания… Они волнуют и потрясают, ставят в тупик и озаряют откровениями, но никогда не оставляют читателя безучастным.

Дом памяти М.И. Цветаевой. Интерьер. © Фото Л.Пахомовой. 2012
Дом памяти М.И. Цветаевой. Интерьер © Фото Л.Пахомовой. 2012

Дом памяти М.И. Цветаевой. Интерьер. © Фото Л.Пахомовой. 2012

Несмотря на кратковременность пребывания Марины Цветаевой в Елабуге, она осталась в памяти местных жителей. О встречах с ней в то время девятилетним мальчиком поведал в своем рассказе «Я тоже была, прохожий» писатель Станислав Романовский. Вот что он пишет о городе той поры: «Моя Елабуга — до революции резиденция купцов-миллионеров Стахеевых — в то время была городком сельского типа. Народу в ней жило немного, все обитали в частных домах; почти каждая семья, независимо от рода занятий, и наша в том числе, держала корову, летом по жеребьевке получала сенокосный надел в прикамских лугах, и сенокос остался в моей памяти как самая счастливая пора. Пастухи с кнутами длиной в полквартала были очень уважаемыми личностями. По затравевшим улицам бродили козы, гуси и куры. Впрочем, к этому времени они уже не бродили: с войной как-то сразу оголодало, и выпускать на улицу без надзора скотину или птицу стало опасно. Я любил свою Елабугу, особенно ее центральную часть, ее белые церкви, ее особняки, ее кованные садовые решетки, ее серебристые тополя, всю ее, вправленную в синее кольцо лесов, наверняка известных читателю по картинам моего земляка Ивана Ивановича Шишкина. Я любил ее, застенчиво отступившую от Камы к подножию пологого холма, на котором зеленым платом выделялось кладбище — сосны, огороженные кирпичной оградой»11.

Памятник М.И. Цветаевой в Елабуге. © Фото Л.Пахомовой. 2010
Памятник М.И. Цветаевой в Елабуге © Фото Л.Пахомовой. 2010

Памятник М.И. Цветаевой в Елабуге. © Фото Л.Пахомовой. 2010

Дом памяти М.И. Цветаевой Записная книжка М.И. Цветаевой. © Фото Л.Пахомовой. 2012
Дом памяти М.И. Цветаевой Записная книжка М.И. Цветаевой © Фото Л.Пахомовой. 2012

Дом памяти М.И. Цветаевой Записная книжка М.И. Цветаевой. © Фото Л.Пахомовой. 2012

Могила М.И. Цветаевой на Петропавловском кладбище в Елабуге. © Фото Л.Пахомовой. 2010
Могила М.И. Цветаевой на Петропавловском кладбище в Елабуге © Фото Л.Пахомовой. 2010

Могила М.И. Цветаевой на Петропавловском кладбище в Елабуге. © Фото Л.Пахомовой. 2010

Если И.И. Шишкин запечатлел окрестности Елабуги в своих полотнах, то Станислав Романовский поэтично с трепетной любовью отобразил их в многочисленных повестях и рассказах. Интерес к слову пробудился у него в раннем детстве. «В окрестных деревнях, — пишет он в повести «Башня над Камой», — у нас жило много родни, и больше всего я любил записывать деревенский разговор — быстрый и певучий одновременно. Будто я собираю в тетрадь не слова, а окатные нарядные камушки-ледни, что встречаются по берегам Камы и играют разными цветами. Или складываю туда же ракушки-перловицы, и сквозь них можно смотреть на солнышко. Я старался записывать не на виду у людей, а незаметно или по памяти, чтобы не вспугнуть таинство речи. Когда бабушка моя Анна Никаноровна потчевала у нас дома сельскую родню, я сидел за русской печью и торопился занести на бумагу ускользающие, как золотые рыбки в море, родимые слова, были, сказки, сказания»12.


* * *

По воспоминаниям А.А. Елфимова еще до 1955 года в Елабуге по центральной улице Казанской проводились святочные гуляния с ряжеными и гаданиями, а на масленицу в лунную ночь он самолично катал друзей в лугах на лошади, запряженной в сани-розвальни. В наши дни старинные забавы и гулянья в городе связаны прежде всего с праздничной Спасской ярмаркой. Если до революции на нее приезжали в основном купцы из Нижнего Новгорода и Сарапула, помещики из Закамья и крестьяне из окрестных сел, то сейчас сюда едут со своими товарами не только из многих республик, областей, больших и малых городов России, но даже из-за рубежа.

Елабужская (Спасская) ярмарка. Фотографическая почтовая карточка. 1922 г. 9 х 14. Фонды ЕГМЗ
Елабужская (Спасская) ярмарка. Фотографическая почтовая карточка 1922 г. 9 х 14. Фонды ЕГМЗ

Елабужская (Спасская) ярмарка. Фотографическая почтовая карточка. Фонды ЕГМЗ

Отличие дореволюционной Спасской ярмарки от ей подобных было в том, что здесь наряду с большим привозом кожевенных товаров из Сарапула продавалась в огромных количествах (на сумму до 400 000 тысяч рублей) кубовая краска. Она представляла собой высококачественный синий пигмент, изготавливавшийся из азиатских, преимущественно бенгальских, индигоносных растений. Кубовая краска была главным материалом для распространенного среди вятских, в том числе и елабужских кустарей красильного промысла. Ею окрашивались в различные тона синего цвета простые ткани домашнего производства, служившие основным материалом для многих видов мужской и женской одежды.

Нынешняя Всероссийская Спасская ярмарка изначально задумывалась как широкий торг изделиями народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. За восемь лет существования она приобрела широчайшую известность. Здесь продают все, на что способны человеческие руки и фантазия. Каждый прилавок — настоящая маленькая выставка, на которой можно запросто пообщаться с автором. Глаза разбегаются от обилия и разнообразия товаров, дух захватывает от красоты. И над всем этим трехдневным праздничным торжищем не умолкают музыка и звон колоколов; с утра до вечера на двух сценах идут концерты фольклорных и самодеятельных артистов; выступают канатоходцы и уличные музыканты; работают аттракционы и многочисленные летние кафе. Все это происходит в самом живописном месте старой Елабуги, откуда можно увидеть реки, луга и озера.

Всероссийская Спасская ярмарка в Елабуге. © Фото Л.Пахомовой. 2014
Всероссийская Спасская ярмарка в Елабуге © Фото Л.Пахомовой. 2014

Всероссийская Спасская ярмарка в Елабуге. © Фото Л.Пахомовой. 2014

Если в 1862–1863 годах ярмарочные дни в Елабуге нашли отражение в рисунках и акварелях художника Карла Гуна, то в 2009 году 20 художников, приехавших на симпозиум по современной живописи, создали 46 произведений, посвященных Всероссийской Спасской ярмарке, которую они имели возможность запечатлеть с натуры.

Начало подобным художественным симпозиумам на родине И.И. Шишкина было положено Елабужским музеем-заповедником в 2006 году. Два первых прошли в виде пленэров, на которых художники писали большей частью городские пейзажи. Затем арт-проекты стали тематическими и приобрели этническую направленность. За десять лет на елабужских симпозиумах побывали живописцы и графики из многих бывших союзных республик, а также Египта, Индии, Китая, Турции и Шотландии.

Своеобразной квинтэссенцией такой тематики стал проходивший в 2010 году международный симпозиум на тему «Дыхание эпоса». В созданных за время его проведения произведениях нашли отражение древнеегипетские и финно-угорские религиозные легенды и предания, древнегреческий, индийский, славянский, кельтский, армянский, марийский, карело-финский, бурятский эпос, белорусские, мансийские, удыгейские и чукотские сказки, древнетюркские эпические сказания, фольклорные мотивы разных народов.

Созданные во время работы в Елабуге произведения передаются в фонды музея-заповедника. В настоящее время количество их достигло 1034. Они экспонируются не только в Елабуге, но и других городах Татарстана и России. А картины проходившего в 2015 году Международного симпозиума на тему «Великий шелковый путь» совершили путешествие в Китай, откуда начиналась когда-то эта беспрецедентная по своей длительности трансконтинентальная торговая дорога.

Александровский парк. © Фото Л.Пахомовой. 2014
Александровский парк © Фото Л.Пахомовой. 2014

Александровский парк. © Фото Л.Пахомовой. 2014

В Елабугу приезжают потомки И.И. Шишкина и В.М. Бехтерева, рода Дуровых и Цветаевых. Как правило, их приезд бывает связан с какой-то круглой или юбилейной датой в жизни предков. Но летом 2012 года представители этих и других именитых фамилий были приглашены на грандиозный бал потомков. Столь беспрецедентное и волнующее событие навсегда останется в истории города, который в те дни был буквально пронизан эманациями и духом знаменитых родов. Также тепло и радушно как их здесь встречают любого, кто интересуется необычайно богатым культурным, архитектурным и историческим наследием Елабуги.


Примечания:

1 Казанская история / Подгот. текста и пер. Т.Ф.Волковой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000.

2 Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, в 1769 и 1770 году. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 года. С. 43.

3 Кудрявцев В. Прикамский край, его памятники, легенды и предания // Всемирный путешественник. 1890. № 8. С. 136.

4 Пожар. Эпоха уездного городка. Соч. Д.С. М., 1859. С. 14.

5 Камашев — помещик Елабужского уезда.

6 Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году. Елабуга, 2007. С. 28–29.

7Петрова М.В. Кровный, русский, великий художник // Материалы Международной научно-практической конференции «Шишкины и 1000-летняя Елабуга. Их роль в развитии российской глубинки». Елабуга, 2007. С. 17.

8 Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. Казань, 1966. С. 177.

9 Там же. С. 182.

10 Там же. С. 187.

11 Романовский С. Костер из тальника. Рассказы. Елабуга, 2007. С. 161–162.

12 Там же. С.10–11.


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы