Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРТ-СИМПОЗИУМ ПО СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ

17 июля 2018

От христианской рыбы до вятского пейзажа

Наталья Берестова

Скоро завершится проходящий в Елабуге ХIII Международный арт-симпозиум по современному искусству «Народные игры и забавы». Его программа, по традиции, оказалась для участников — нескольких десятков художников из разных стран — богатой на события и яркие эмоции.

Мастер-класс Салавата Гилязетдинова
Мастер-класс Салавата Гилязетдинова Фото Н.Берестовой

Помимо насыщенной культурной программы, включившей в себя экскурсии по городу и музеям, шишкинским местам, поездку в Казань и Болгар, посещение концертов Международного фестиваля Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге», множество тёплых впечатлений участникам симпозиума принесли общение друг с другом, обсуждение актуальных вопросов современного искусства и обмен опытом. Так, за два дня были проведены четыре мастер-класса: 12 июля — по конгреву и акварели, 13 июля — по авторской технике и быстрому портрету.

Мастер-класс «Конгрев» провёл для коллег заслуженный художник Республики Башкортостан Салават Гилязетдинов (Уфа). В течение многих лет он занимается изготовлением бумаги ручного литья и созданием на её основе произведений искусства, наполненных национальной символикой и отражающих дух и историю башкирского народа.

История конгрева (сокращение от «конгревное тиснение» по имени английского изобретателя У.Конгрева, 1772-1828) уходит в далёкое прошлое, когда гончары стали украшать свои изделия разнообразными оттисками. Затем похожий способ стал использоваться при нанесении личных знаков государственными служащими, аристократами и купцами.

В ходе мастер-класса Салават Мухаметович рассказал о том, из чего и как он создаёт свои работы. Примечательно, что все материалы являются легкодоступными: трафареты для оттисков готовятся из линолеума, а масса для основы — из размоченной туалетной бумаги (главное — добиться нужной консистенции). Затем массу раскатывают как тесто обычными скалкой и валиком до необходимой толщины, а просушивают и делают на ней оттиски с помощью газет и той же скалки.

Мастер-класс Сергея Горбачёва
Мастер-класс Сергея Горбачёва Фото Н.Берестовой

В свою очередь, заслуженный художник России Сергей Горбачёв (Киров) выбрал для мастер-класса по акварельной живописи «типичный летний вятский пейзаж» в сдержанной цветовой гамме с его грядами облаков, лесами, полями и просёлочными дорогами. Сергей Юрьевич давно даёт уроки на Ютубе и, ориентируясь на самую широкую аудиторию, в первую очередь школьников и студентов, выбирает дешёвые бумагу и краски. Ведь успех художника — не в дорогих материалах, а в мастерстве, которое можно заработать только длительной практикой.

Ведя беседу в шутливо-ироничной форме, Сергей Горбачёв продемонстрировал коллегам некоторые тонкости подбора цветовых сочетаний, нанесения красок, техники рисования деталей пейзажа. В частности, пробивающиеся сквозь облака солнечные лучи он изобразил на уже готовой просохшей работе с помощью листа бумаги и ластика.

Мастер-класс Румянки Божковой
Мастер-класс Румянки Божковой Фото Н.Берестовой

Необычную, авторскую технику придумала доктор искусствоведения, преподаватель Софийского университета Румянка Божкова (Болгария, София). По словам художницы, в её жизни был период, когда пришлось выполнять много работ по декорированию — вырезанию деталей и составлению из них композиций. Резала она на картоне и в какой-то момент на одном из листов увидела сложившийся из линий силуэт птицы. Румянка решила: почему бы не попробовать создавать таким способом произведения искусства?

Её работы весьма разнообразны — это геометрические и абстрактные композиции, а также стилизованные изображения городских улиц, фруктов, ваз, песочных часов, старинных ламп, масок, людей, бабочек, птиц, кошек, рыб. Последние являются для художницы одним из излюбленных мотивов, ведь рыба — это символ христианства и, в частности, Николая Чудотворца.

Мастер-класс Румянки Божковой
Мастер-класс Румянки Божковой Фото Н.Берестовой

Румянка Божкова рассказала, что свои произведения создаёт с помощью обычного ножа для бумаги на картоне для паспарту. Она прорезает линии разной глубины, а затем в некоторых местах снимает часть верхнего слоя картона, чтобы создать контраст между матовой и шероховатой поверхностью, а также между слоями, которые одновременно являются передним, средним и дальним планами. Иногда художница дополнительно царапает кончиком ножа участки картона, чтобы имитировать текстуру шерсти или пера. Когда же все эти этапы завершены, наносит краски, причём нередко разрисовывает и саму рамку для картины, таким образом выводя сюжет из заданных границ.

В завершение гостья из Болгарии отметила, что использует свою технику для идей по оформлению фасадов зданий, стен, архитектурных элементов, участники встречи, в свою очередь подсказали, что её можно применять в витражных работах, мозаике и резьбе.

Мастер-класс Ильнура Сиразиева
Мастер-класс Ильнура Сиразиева Фото Н.Берестовой

Четвёртый мастер-класс провёл художник-монументалист, председатель «Союза художников Татарстана» РО ВТОО «Союз художников России» Ильнур Сиразиев (Казань). Он показал участниками симпозиума, каким образом можно быстро нарисовать портрет акрилом, а в качестве модели выбрал одного из коллег — художника из Эфиопии, поскольку тот обладает колоритной внешностью.

В своём рассказе Ильнур Ильбрусович отметил, что в своё время его учили работать через средний тон, а затем уже накладывать более тёмные или более светлые слои красок. Заранее подготовленный на кальке набросок он перевёл с помощью копировальной бумаги на бумажный холст, а затем уже стал наносить акрил.

Добавим, что с работами этих и других участников симпозиума все желающие смогут познакомиться в Выставочном зале, начиная с 17 июля.

Наверх страницы Вниз страницы