Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

МУЗЕЙ УЕЗДНОЙ МЕДИЦИНЫ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА

5 апреля 2019

«Богатырские забавы» в Музее уездной медицины

Наталья Крапоткина

В Музее уездной медицины им. В.М. Бехтерева Елабужского государственного музея-заповедника прошло праздничное мероприятие «Богатырские забавы», темой которого стали взаимоотношения мужчины и женщины.

«Богатырские забавы» в Музее уездной медицины
«Богатырские забавы» в Музее уездной медицины
«Богатырские забавы» в Музее уездной медицины
«Богатырские забавы» в Музее уездной медицины
«Богатырские забавы» в Музее уездной медицины
«Богатырские забавы» в Музее уездной медицины

Присутствующим дамам были представлены женихи-богатыри: Алёша Попович, Камыр Батыр и Хонда Тадакацу. Каждый из них мечтал выбрать себе жену, как говорится, и умницу, и красавицу, и хорошую хозяйку... Но выбор жены дело сложное, да к тому же у каждого богатыря свои национальные обычаи.

По давней русской традиции Алёша Попович искал невесту высокого роста. Потенциальная жена должна подходить и по величине стопы, которая ни в коем случае не должна превышать «мужнину». Последнее делалось не только для красоты, но и чтобы показать, «кто в доме главный». При поиске невест специальные люди возили с собой эталонную обувь: если нога девушки помещалась в неё, то та попадала на «кастинг». А далее — как повезёт. Например, Иван Грозный выбирал жену, из двух тысяч невест с одинаковым размером стопы и нужным ростом.

Для татар типична женитьба по сватовству. Родственники жениха делали предложение родителям невесты и обговаривали с ними условия заключения брака, наиболее важным моментом в этом вопросе был размер калыма. Затем следовали помолвка и сговор, они зачастую объединялись в один ритуал — родственники с обеих сторон дарили друг другу подарки и устраивали застолье. Основной свадебный ритуал всегда совершается в доме невесты, но только после выплаты части калыма.

А в Японии поиском спутника жизни всегда занималась женщина. Девушкам из небогатых семей или не очень красивым девушкам приходилось сложнее, они не могли напрямую прийти к мужчине и предложить себя в жёны — вероятность отказа была высокой. Девушка уходила в другое селение, где её никто не знал, намечала себе «жертву», как правило, одинокого мужчину. Поздно вечером стучала в дверь и просилась переночевать. Если мужчина пускал её, то она старалась показать все свои лучшие качества хозяйки, убиралась в доме, готовила вкусную еду. Девушка несколько дней хозяйничала по дому, а потом сама делала предложение мужчине.

Наши богатыри решили отступить от вековых традиций и придумали свои задания. Первый этап конкурса позволил выбрать самую умную жену. Нужно было ответить на вопросы викторины, причём так, чтобы ответы совпали с ответами жениха — Алёши Поповича. Камыр Батыр дал задание произнести как можно больше любых татарских слов за тридцать секунд. Интересно, но победительницей стала русская претендентка, не знающая татарского языка. А самурай потребовал найти пять отличий в картинках, изображающих японскую девушку.

Во втором этапе конкурса выбирали самых талантливых невест. Татарский батыр взял в жёны самую искусную танцовщицу. Японец Хонда Тадакацу — самую музыкальную даму, спевшую наибольшее количество песен со словом «любовь». А Алёша Попович определил, кто лучше всех читает стихи.

Последнее задание от женихов выявило рукодельниц. Русскому жениху сшили штаны, татарскому — почистили картофель, а ради японца освоили технику японского макияжа.

По окончании «Богатырских забав» у каждого богатыря получился свой гарем. Событие отметили чаепитием со сладостями, приготовленными умелыми руками наших женщин.

Наверх страницы Вниз страницы