Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОИСКУССТВА

15 августа 2018

От батика до ткачества из трав

Наталья Берестова Фото Н.Берестовой и О.Юдина

Работа первой Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya» на тему «Очарование стариной» завершилась. Десять дней её участники успешно трудились, посещали разнообразные музеи, культурные мероприятия и, конечно, обменивались опытом. Всего прошло пять мастер-классов по разным техникам. Это даже больше, чем во время прошедшего в июле нынешнего года международного арт-симпозиума!

Мастер-классы Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya»
Мастер-классы Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya»
Мастер-классы Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya»
Мастер-классы Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya»
Мастер-классы Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya»
Мастер-классы Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya»
Мастер-классы Международной творческой лаборатории молодых художников «Bashnya»

Первой о своей излюбленной технике — батике — рассказала Валентина Белякова. Она объяснила отличие горячего батика от холодного. В одном случае используются разогретый до жидкого состояния воск и различные вспомогательные инструменты. Во втором — контуры рисунка наносятся специальным составом с помощью одной только стеклянной трубочки. В качестве пробного опыта Валентина предложила каждому желающему создать небольшое произведение с елабужской тематикой.

Следующий мастер-класс был организован в селе Хлыстово. Проводившая его Евгения Матвеева рассказала и показала, как можно совместить две техники — классическую гравюру и уникальную «шин-колле». Впрочем, предоставим слово автору:

— Гравюра достаточно древняя техника, и чаще всего для создания работ в ней берут металл. С появлением пластика (оргстекла) художники изучили его свойства и тоже стали использовать. А вот «шин-колле» — это своего рода коллаж, изготовленный путём вклеивания в офортную доску цветных вырезок, оживляющих при переносе на бумагу текстуру поверхности и цветовую палитру работы. Каждый желающий вырезал на пластике собственный рисунок, втирал в него краску, добавлял с помощью специального клея цветные кусочки, а потом пробовал сделать оттиск на офортном станке.

В Хлыстово мы отправились потому, что именно там живет художник Игорь Тухватуллин, который работает в технике печатной графики. Он согласился предоставить свою мастерскую в наше полное распоряжение и даже угостил вкусным чаем из настоящего самовара, за что мы ему безмерно благодарны. Эта поездка стала еще одним открытием, потому что мы смогли увидеть не только город, но и село, почувствовать иную атмосферу, познакомиться с сельским бытом, пейзажами.

Достаточно трудоёмким процессом является изготовление филиграни, не зря самая сложная и изящная работа в любой сфере называются филигранной. Поэтому потомственный ювелир Наталия Петрикова, создающая украшения на основе разных металлов не только из поделочных камней, но и из оргстекла, предложила изготовить не отдельные изделия, а одно общее – им стало кольцо:

— Филигрань является старинной техникой, которая активно использовалась в Древнем Египте, у скифов и на Руси. Из неё делали не только украшения, но также шкатулки, посуду и многое другое. Поэтому мне захотелось познакомить с ней коллег по творческой лаборатории. Изящное металлическое кружево изготавливают с помощью специальных инструментов по частям из отдельных отрезков тонкой проволоки разных видов, например, плоской или скрученной. Главная сложность в том, что детали узора необходимо паять между собой на открытом огне горелки. И при неосторожности можно не только сжечь проволоку, но и обжечься самому. К счастью, у нас всё получилось, и мы вместе сделали кольцо.

Не остался в стороне от событий заслуженный художник Республики Башкортостан Салават Гилязетдинов, который познакомил молодых коллег с техникой конгрева на бумаге ручного изготовления, которой он посвятил около 20 лет своей жизни. Так же, как и ранее участников арт-симпозиума, молодых художников впечатлила простота подбора материалов.

Завершающим стал мастер-класс от Гульназ Гилязетдиновой. Она рассказала, как можно с помощью нехитрых приспособлений изготовить приглянувшиеся многим на Спасской ярмарке тканые коврики из душистых трав. Причём материал для работы участники лаборатории «Башня» собственноручно собрали утром.

Ещё больше фото здесь.

Наверх страницы Вниз страницы