Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Детский портрет. Вайсенштайн. Германия. 1905-1915

ГлавнаяВыставочный залМода: забытая и знакомая

Выставочный зал

07.12.2016

Мода: забытая и знакомая

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Экспозиция, открывшаяся на прошлой неделе в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника, носит название «Детская мода. 100 лет назад». Однако она далеко не исчерпывается только модой, ведь прежде всего перед взором зрителей проходит целая галерея портретов. Преимущественно детских — с трогательно ясными, чистыми лицами и взглядами.


На открытии выставки
На открытии выставки Фото Л.Пахомовой

На открытии выставки

Никого из них уже нет в живых, но чудо фотографии сохранило для нас их образы. Кого-то в младенчестве, кого-то в детстве, а кого-то в юности. Век назад каждый фотосалон имел свой логотип, который находился или на оборотной стороне снимка или непосредственно под ним, поэтому известно где именно были сделаны многие представленные портреты. Это — Москва и Санкт-Петербург, Ярославль и Полтава, Киев и Одесса, Самарканд и Кронштадт, Баку и Балашов, Курск и Кисловодск, Кременчуг и Смоленск, Крым и Владивосток, Астрахань и Могилёв, Вологда и Вильно, Екатеринослав и Торжок, посёлок Малаховка Московской губернии и даже Вайсенштайн (Германия) и Радом (Польша).

Свои фотосалоны владельцы украшали изящной резной и плетёной мебелью, лёгкими бамбуковыми стульями, коврами, портьерами, цветами, декоративными деревянными или металлическими решётками. Фоном нередко служила стена, расписанная в виде пейзажа, рядом с которой естественно смотрелись размещенные рядом камни, затейливый пенёк, изгородь из тонких стволов берёзы, парапет моста.

Несмотря на обилие детей, игрушек на снимках встречается не так уж много. Среди них — куклы, мячи и, конечно, лошадки. На неё можно сесть верхом, почувствовав себя настоящим всадником, или, взяв за поводья, покатить вслед за собой, когда она установлена на платформе с колёсиками. Одна из таких небольших игрушечных лошадок по-своему точно передаёт дух того времени: к ней прикреплена тележка, на которой стоит бочка для перевозки воды.

Портрет девочки и мальчика. Фрагмент. Санкт-Петербург. 1900-1910
Портрет девочки и мальчика. Фрагмент. Санкт-Петербург. 1900-1910

Портрет девочки и мальчика. Фрагмент. Санкт-Петербург. 1900-1910

Характерный интерьер учебного заведения начала века можно увидеть на коллективной фотографии: высокая дверь, большое арочное окно, часть белой печи, встроенной в стену холла и ростовой портрет императора, висящий на самом видном месте.

Нет сомнения, что в фондах открытого в 1996 году Московского Дома фотографии (Мультимедиа Арт Музея) имеется огромное количество разнообразных снимков. Некоторые из них, посвящённые Первой мировой войне, уже демонстрировались в Выставочном зале ЕГМЗ в начале 2015 года.

Создавая экспозицию «Детская мода. 100 лет назад», наши коллеги из Москвы отбирали, конечно же, семейные фотографии детей из богатых (как, например, Саввы Морозова) или достаточно состоятельных слоёв общества. Ибо простолюдинам было, конечно, не до новых веяний моды. Из 80 снимков именных наберётся едва ли с десяток. Под остальными главные персонажи называются большей частью мальчиками и девочками.

Портрет детей Саввы Тимофеевича Морозова — Марии и Тимофея. Конец XIX-начало ХХ вв.
Портрет детей Саввы Тимофеевича Морозова — Марии и Тимофея. Конец XIX-начало ХХ вв.

Портрет детей Саввы Тимофеевича Морозова — Марии и Тимофея. Конец XIX-начало ХХ вв.

Вроде бы всё просто. Однако, как оказалось, с мальчиками в этом случае необходимо быть особенно внимательными. Так, в книге очерков по истории материальной культуры в России начала ХХ века под названием «Время и вещи» автор Я.Н.Ривош в главе «Детский костюм» указывает: «Любопытной особенностью детского костюма тех лет было то, что мальчиков до трёхлетнего возраста одевали, как девочек, в короткие яркие платьица с квадратным вырезом и боковой застёжкой на левую сторону (как в женской одежде), часто украшенные тесьмой или вышивкой. Сходство с девочкой усугубляли длинные волосы, распущенные до плеч или подстриженные «в скобочку». Иногда в волосах мальчика красовался даже бант. К этим платьицам часто надевали широкие пояса из цветной кожи или материала, кружевные воротнички и манжетики, что делало мальчиков ещё более похожими на девочек».

Он же отмечает ещё одну характерную черту, заключающуюся в том, что большинство детей дворян, буржуазии и интеллигенции с семи-восьмилетнего возраста носили форму гимназий, реальных или коммерческих училищ. Её надевали не только при посещении учебного заведения, но и во внешкольное время, в том числе в торжественных случаях. В неформенной одежде дети ходили в дошкольном возрасте, а также на даче и при поездках за границу. Вероятно, вышесказанное относилось в основном к мальчикам и юношам. Впрочем, на выставке можно увидеть снимки как гимназистов, так и гимназисток. Последних — чаще всего в тёмных платьях и белых фартуках — порой простых, без особых изысков, а порой очень нарядных, украшенных кружевами и даже связанных ажурной вязкой.

Портрет мальчика в черкеске. Киев. 1900-е гг.
Портрет мальчика в черкеске. Киев. 1900-е гг.

Портрет мальчика в черкеске. Киев. 1900-е гг.

Большое распространение в начале прошлого века получили стилизованные под матросский костюм рубашки у мальчиков и платья у девочек. Их носили не только маленькие дети, но и подростки. Надо сказать, что эта мода держалась не одно десятилетие, захватив и советское время. А вот фотография с мальчиком в черкесском костюме у современного зрителя вызовет, пожалуй, единственную ассоциацию — новогодней карнавальной одежды. Между тем, по утверждению того же Я.Н.Ривоша: «Черкесский костюм вошёл в моду после 1905 года. Состоял он из белой курчавой папахи с донышком, украшенным галуном, шёлкового голубого или красного бешмета и белой или красной черкески с газырями, обшитой по борту галуном. Костюм дополнял наборный пояс с «настоящим» кинжалом и висящий на спине башлык, белый или цветной, с кистью на капюшоне и обшитый галуном. На поясе иногда висела кавказская кобура для револьвера, а через плечо кавказская шашка. Под черкеску надевали цветные шаровары и высокие сапоги, чёрные или цветные». Правда, на снимке мальчик обут в кавказские бурки — тёплые сапоги из длинношерстного войлока с кожаными головками.

Судя по фотографиям, сто лет назад девочки чаще всего носили просторные широкие платьица с поясами, оборками и кружевами. Последними обычно украшали кокетки и подолы. Не редкостью были юбки в складку, пышные рукава, заканчивающиеся манжетами. Очень эффектно выглядели на тёмной ткани белые кружевные воротники, особенно те, что завершались длинными остроконечными зубцами. Их, кстати, могли надеть не только на платье, но и на верхнюю одежду.

Портрет мальчика и девочки на качелях. 1900-1910
Портрет мальчика и девочки на качелях. 1900-1910

Портрет мальчика и девочки на качелях. 1900-1910

Что такое капор, муфта, пелерина? Ответ на это вопрос вряд ли дадут современные девочки. А вот для их сверстниц начала прошлого века они были столь же привычны, как сейчас пуховики, варежки и колготки.

Однако далеко не всё уходит из нашей жизни со сменой поколений. Тем более это касается изменчивой моды, которая нет-нет, да и преподнесёт нам что-то из бабушкиного сундука. И всматриваясь в снимки столетней давности, понимаешь это со всей очевидностью.

Фрагмент выставки
Фрагмент выставки Фото Л.Пахомовой

Фрагмент выставки

Портрет младенца. Двинск. 1898
Портрет младенца. Двинск. 1898

Портрет младенца. Двинск. 1898

Портрет гимназиста первоклассника. Курск. 27 апреля 1913
Портрет гимназиста первоклассника. Курск. 27 апреля 1913

Портрет гимназиста первоклассника. Курск. 27 апреля 1913

Фрагмент выставки
Фрагмент выставки Фото Л.Пахомовой

Фрагмент выставки

Портрет девочки в пальто и берете. Могилёв. 1900-1910
Портрет девочки в пальто и берете. Могилёв. 1900-1910

Портрет девочки в пальто и берете. Могилёв. 1900-1910

Портрет маленькой девочки в белом платьице. Вильно. 1890-е гг.
Портрет маленькой девочки в белом платьице. Вильно. 1890-е гг.

Портрет маленькой девочки в белом платьице. Вильно. 1890-е гг.


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы