Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

ОТДЕЛ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Ананьинский могильник , I тыс. до н.э. Республика Татарстан, Елабужский район

Наименование объекта Ананьинский могильник , I тыс. до н.э.
Ананьинский могильник
Ананьинский могильник , I тыс. до н.э. Республика Татарстан, Елабужский район
Вид объекта Памятник археологии
Категория охраны Объект культурного наследия федерального значения
Имущественная принадлежность Республиканская собственность
Поставлен на охрану Постановление Совета Министров ТАССР № 591 от 30.10.1959 г.

Этот объект культурного наследия федерального значения расположен на песчаном холме, представляющем собой остаток большой дюнной гряды. Имя он получил по названию не существующего ныне села Ананьино. То же наименование присвоили и археологической культуре, исследование которой положило начало научному изучению северо-востока европейской части России.

Елабужский край, особенно долина реки Тоймы, еще с неолита являлся одним из центров расселения финно-угорских племен, поэтому здесь был обнаружен ряд стоянок и захоронений при них. Погребения в Ананьинском могильнике, например, относятся к VIII-III вв. до н.э.

Открытие могильника произошло случайно, вследствие весенних разливов. Местные жители перезахоранивали или выбрасывали вымытые водой кости, а предметы (в том числе каменные плиты с непонятными надписями и рисунками) использовали по собственному разумению – в основном, в хозяйстве.

В 1852 г. в «Казанских губернских ведомостях» были опубликованы отрывки из произведения болгарского летописца XVI в. Хисамутдина Шерефеддина, упоминавшего о находившихся в устье Тоймы могилах последователей пророка Мухаммеда. Этим заинтересовался московский профессор К.И. Невоструев (к слову, уроженец Елабуги), и написал в 1856 г. письмо городскому голове И.В. Шишкину.

Тот пригласил ученого приехать и при встрече передал некоторые найденные крестьянами предметы. Однако разрешение на раскопки Невоструев получил лишь в 1858 г., поскольку земля в селе Ананьино тогда принадлежала Удельному ведомству, управлявшему имуществом царской фамилии. Руководство раскопками поручили чиновнику П.В. Алабину.

Первое исследование Ананьинского могильника (всего было вскрыто 48 погребений) производилось очень спешно и недостаточно тщательно. И лишь благодаря И.И. Шишкину, по просьбе отца зарисовавшему могилы и их содержимое, остались уникальные свидетельства, которые сейчас хранятся в музеях Санкт-Петербурга. Находки из могильника (более 1500 предметов из меди, бронзы, серебра, золота и других материалов) хранятся в крупнейших музеях России от Казани и Ижевска до Москвы, Санкт-Петербурга и даже Хельсинки. В Елабуге некоторые материалы представлены в экспозиции Музея археологии ЕГПУ. В течение двухсот лет археологические раскопки на Ананьинском могильнике производились неоднократно. Его изучали многие видные российские и зарубежные ученые.

С 30.10.1959 г. могильник находится на государственной охране согласно Постановлению Совета министров ТАССР №591 (муниципальная собственность) и является объектом туристско-экскурсионного показа.

Ананьинский могильник , I тыс. до н.э. Республика Татарстан, Елабужский район

Вид объекта: Памятник археологии. Категория охраны: Объект культурного наследия федерального значения. Имущественная принадлежность: Республиканская собственность. Поставлен на охрану: Постановление Совета Министров ТАССР № 591 от 30.10.1959 г.

Александровский сад
Ананьинский могильник , I тыс. до н.э. Республика Татарстан, Елабужский район

Этот объект культурного наследия федерального значения расположен на песчаном холме, представляющем собой остаток большой дюнной гряды. Имя он получил по названию не существующего ныне села Ананьино. То же наименование присвоили и археологической культуре, исследование которой положило начало научному изучению северо-востока европейской части России.

Елабужский край, особенно долина реки Тоймы, еще с неолита являлся одним из центров расселения финно-угорских племен, поэтому здесь был обнаружен ряд стоянок и захоронений при них. Погребения в Ананьинском могильнике, например, относятся к VIII-III вв. до н.э.

Открытие могильника произошло случайно, вследствие весенних разливов. Местные жители перезахоранивали или выбрасывали вымытые водой кости, а предметы (в том числе каменные плиты с непонятными надписями и рисунками) использовали по собственному разумению – в основном, в хозяйстве.

В 1852 г. в «Казанских губернских ведомостях» были опубликованы отрывки из произведения болгарского летописца XVI в. Хисамутдина Шерефеддина, упоминавшего о находившихся в устье Тоймы могилах последователей пророка Мухаммеда. Этим заинтересовался московский профессор К.И. Невоструев (к слову, уроженец Елабуги), и написал в 1856 г. письмо городскому голове И.В. Шишкину.

Тот пригласил ученого приехать и при встрече передал некоторые найденные крестьянами предметы. Однако разрешение на раскопки Невоструев получил лишь в 1858 г., поскольку земля в селе Ананьино тогда принадлежала Удельному ведомству, управлявшему имуществом царской фамилии. Руководство раскопками поручили чиновнику П.В. Алабину.

Первое исследование Ананьинского могильника (всего было вскрыто 48 погребений) производилось очень спешно и недостаточно тщательно. И лишь благодаря И.И. Шишкину, по просьбе отца зарисовавшему могилы и их содержимое, остались уникальные свидетельства, которые сейчас хранятся в музеях Санкт-Петербурга. Находки из могильника (более 1500 предметов из меди, бронзы, серебра, золота и других материалов) хранятся в крупнейших музеях России от Казани и Ижевска до Москвы, Санкт-Петербурга и даже Хельсинки. В Елабуге некоторые материалы представлены в экспозиции Музея археологии ЕГПУ. В течение двухсот лет археологические раскопки на Ананьинском могильнике производились неоднократно. Его изучали многие видные российские и зарубежные ученые.

С 30.10.1959 г. могильник находится на государственной охране согласно Постановлению Совета министров ТАССР №591 (муниципальная собственность) и является объектом туристско-экскурсионного показа.

Наверх страницы Вниз страницы