Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Интерьер фотоателье XIX века

ГлавнаяКраеведческий комплекс«Елабуга в лицах»

Краеведческий комплекс

24.03.2012

«Елабуга в лицах»

Екатерина Быстрова научный сотрудник Музея истории города

В марте в Музее истории города открылась новая экспозиция под названием «Елабуга в лицах». В ней представлены подлинные фотографии и копии снимков второй половины XIX –— первой трети XX веков из фондов Елабужского музея-заповедника. На большинстве из 82-х фотографий — елабужане, чьи имена неизвестны, но по этим снимкам легко можно представить типажи жителей нашего края позапрошлого столетия. Часть фотографий были напечатаны в различных фотоателье Елабуги, другие — за пределами города и даже страны. В те времена каждый фотосалон имел собственный логотип, который обязательно находился или на обороте фотографии, или непосредственно под снимком.


Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции

Искусство фотографии зародилось в XIX веке. Родоначальниками этой деятельности стали французские изобретатели Дагер и Ньепс, чьи имена вошли в историю фотодела. Само же слово «фотография» появилось во второй половине XIX века, оно образовано от двух греческих слов «фотос» (свет) и «графо» (пишу).

Первоначально на создание одного единственного снимка требовалось несколько часов. С появлением технологии Тальбота этот процесс свелся к нескольким минутам. После подобного усовершенствования по всему миру стали открываться профессиональные портретные фотостудии.

В тот период они располагались обычно на верхних этажах и чердаках зданий, оборудованных стеклянной крышей. Иногда для обеспечения максимального доступа света стеклянными делали одну или несколько стен. Искусственного освещения в то время не существовало, а естественное регулировалось с помощью экранов и занавесок.

Позирующий сидел в кресле, расположенном на специальной приподнятой платформе, которую можно было поворачивать, регулируя доступ света. При этом основным атрибутом ранних дагерротипных студий был держатель для головы, оснащённый одной или несколькими парами регулирующих «тисков». Он помогал позирующему сохранять неподвижность.

Очень скоро портретные мастерские обзавелись оборудованием: мебелью, ширмами, сменными фонами, колоннами и вазонами из гипса, которые использовались для создания декораций.

К 1860 году фотография распространилась по всему миру. Хорошим тоном считалось иметь собственный фотопортрет. Снимали парады, балы и другие важные события.

Первая цветная фотография была получена в 1861 году шотландским изобретателем Джеймсом Клерком Максвеллом. Но, не смотря на это, ещё десятки лет повсеместно использовалась чёрно-белая фотография, что было связано с дороговизной и трудоёмкостью создания цветных снимков.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции

Первопроходцем фотографии в России был московский гравёр Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый «художественный кабинет», в котором проводилась портретная фотосъёмка. Выдержка пластин в солнечный день в то время составляла не менее 20-ти минут и продолжалась 40-50 в пасмурную погоду. Поэтому многие мастера при создании фотоснимков терпели неудачу. Алексей Греков оснастил свой кабинет удобным креслом с подушечками для поддержки шеи и головы, что позволяло фотографируемому человеку без большого труда находиться в неподвижном положении нужное время.

В Елабуге первое фотоателье открылось в 1863 году. В конце XIX — начале ХХ веков фотографией в городе занимались Михаил Неофитович Мышкин (фотоателье располагалось на ул. Малмыжской, ныне — пр. Нефтяников), Виктор Федорович Петров (ул. Средняя, ныне — ул. Стахеевых), М.Е.Сорвиров и Августина Сорвирова, Фридрих Иоганнович Рейкен (ул. Московская), Е.Тихановская, Д.Наймушин и А.К.Баутин.

Искусство фотографии помогает наиболее достоверно отображать этот мир. Каждая фотография не просто имеет свою историю, она сама по себе уже факт истории, документ своего времени, который может рассказать об истории государства, а в нашем случае — города и его жителей.

Кроме чёрно-белых фотографий на выставке имеется «крашеный» снимок, необычайно популярный в первой половине XX века. Он представляет собой раскрашенную при помощи кисти и красок фотографию. Изготовлением крашенок в 20-е годы занимались тысячи провинциальных фотографов, которые раскрашивали чёрно-белые снимки анилиновыми красителями. Однако очень скоро старые традиции были зажаты в тиски тоталитарного режима, а от новых веяний советские фотографы были ограждены. При этом надо отметить, что в СССР выпускали неплохие фотоаппараты, причём в немалых количествах. На выставке представлены фотоаппараты 30-х, 40-х и 50-х годов.

Как вид искусства фотография находится сейчас на высокой ступени развития. Мы уже не представляем свою жизнь без семейного фотоальбома или снимков звёзд. Фотография даёт возможность зримо запечатлеть часть нашей истории для других поколений.


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы