Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
В.Д.Поленов. Самарянка (фрагмент)

ГлавнаяЗал современного искусстваСчастье и радость искусства

Зал современного искусства

16.11.2017

Счастье и радость искусства

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Пожалуй, самой известной картиной Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) является «Московский дворик» (1878). В ней художник с большой теплотой и симпатией отразил патриархальный быт старой Москвы с её малоэтажной застройкой и виднеющимися отовсюду куполами и колокольнями церквей. В культурном пространстве эта работа переросла рамки просто живописи и стала таким же многогранным символом, как «Грачи прилетели» Саврасова или «Утро в сосновом лесу» Шишкина.


В.Д.Поленов. Он учил
В.Д.Поленов. Он учил

В.Д.Поленов. Он учил

Понятно, что творческое наследие выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств, получившего право на заграничную пенсионерскую поездку, достаточно обширно. Однако многие десятилетия большой цикл его работ «Из жизни Христа», насчитывающий 72 полотна, о котором художник отзывался как о главном труде своей жизни, был практически неизвестен. Объяснять почему, очевидно, излишне.

В настоящее время эти работы находятся в различных музеях и частных коллекциях, а местонахождение некоторых из них вообще неизвестно. Но благодаря тому, что в 1910 году Василий Дмитриевич открыл выставку из 56 картин этого цикла в Праге и там же заказал несколько альбомов с их репродукциями, сотрудники Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова смогли сделать на их основе постеры, которые с успехом экспонируются в России и за рубежом. 10 ноября выставка «Евангельский цикл», дополненная экспозицией «Василий Дмитриевич Поленов и художники его круга», а также старинными фотографиями Святой земли, была открыта в Зале современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника.

На открытии выставки
На открытии выставки Фото Л.Пахомовой

На открытии выставки

Конечно, в таком виде «Евангельский цикл» лишь отчасти даёт представление о подлинных картинах живописца. Для примера можно взять полотно «Христос и грешница», реальные размеры которого 3 х 6 метров. Затрудняет, без сомнения, восприятие работ и то, что современные зрители большей частью не знакомы с евангельским повествованием и не знают, что стоит за тем или иным сюжетом.

Что видят они в той же картине «Христос и грешница»? Христа, сидящего среди учеников у входа в храм. Толпу разгневанных и глумящихся мужчин, которые ведут к нему испуганную женщину. Описание этого события можно найти в начале главы восьмой Евангелия от Иоанна. Там рассказывается о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, обвиняемую в прелюбодеянии, и, сказав, что Моисей в Законе заповедал побивать таких камнями, спросили: «Ты что скажешь?» Он же ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». После этого, обличённые собственной совестью, все они один за другим разошлись.

Стоит сказать о том, как эта тема вошла в жизнь будущего художника. Неизгладимое впечатление на 14-летнего Василия Поленова произвела картина Александра Иванова «Явление Христа народу». А в Академии художеств большую золотую медаль и право на заграничную пенсионерскую поездку он получил за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В.Д.Поленов. Христос и грешница
В.Д.Поленов. Христос и грешница

В.Д.Поленов. Христос и грешница

К концу своего пребывания за границей Поленов пишет родным: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature mort (натюрморт) и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».

Однако широкому дарованию художника рамки пейзажа оказались тесны и в 1881 году он совершает своё первое путешествие на Восток, делая зарисовки людей, архитектуры, природных ландшафтов для давно задуманной картины «Кто из вас без греха». Это позже под давлением цензуры она получит другое название и станет известной как «Христос и грешница». Работа, завершённая в 1887 г., была куплена императором Александром III и находится сейчас в Русском музее. А сделанный в 1885 г. рисунок углём на холсте, соответствующий размеру оригинала, хранится в музее-заповеднике В.Д.Поленова в доме, построенном 125 лет назад по проекту самого художника.

Именно во время работы над полотном «Кто из вас без греха» живописец утверждается в мысли создать цикл картин о земной жизни Христа. Для этого в 1899 году он отправляется в новую экспедицию на Восток.

В.Д.Поленов. Повинен смерти
В.Д.Поленов. Повинен смерти

В.Д.Поленов. Повинен смерти

Иерусалим, Гефсиманский сад, Голгофа, храм Гроба Господня, Мёртвое море, Вифания, Иерихон, Назарет, Вифлеем, Генисаретское озеро, Тивериада, Капернаум — эти и другие места, где родился, жил, проповедовал и был распят Иисус Христос, объехал и обошёл пешком В.Д.Поленов, путешествуя по Палестине и делая этюды для будущих картин.

В них он отразил очень разные описанные в Евангелиях моменты и события. Мы видим юного Христа с топориком в руках в доме плотника отца или же сидящего в иерусалимском храме посреди иудейских учителей; в пустыне, где он пробыл сорок дней, искушаемый сатаною; у Генисаретского озера во время призвания первых учеников; в лодке во время бури; у колодца с самарянкой; в доме Марфы и Марии; на Тайной вечере; молящимся в Гефсиманском саду; стоящим перед синедрионом, признавшим Его повинным смерти; предавшим дух на Голгофе…

Несмотря на жанровый характер работ большое место в них уделено пейзажу. И здесь с особенной силой проявляется мастерство художника, умеющего великолепно передать фактуру скал и камней, воды и растительности, панорамы древних городов, гор и долин, цветовые контрасты, воздушную перспективу, различные состояния природы. Столь же детально и тщательно прописаны каменные строения, на фоне которых разворачивается тот или иной сюжет.

В.Д.Поленов. У моря Галилейского
В.Д.Поленов. У моря Галилейского

В.Д.Поленов. У моря Галилейского

Картины В.Д.Поленова красочны и красивы, однако, за редким исключением в них нет той мистической глубины, которую невольно ожидаешь от художника, много лет глубоко и серьёзно работавшего над циклом «Из жизни Христа».

Как оказалось, большое влияние на восприятие Василием Дмитриевичем евангельских событий оказала книга Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». Примечателен отзыв о ней писателя И.А.Гончарова: «Творчеству в истории Спасителя почти нет простора. Все Его действия, слова, каждый взгляд и шаг начертаны и сжаты в строгих пределах Евангелия и прибавить к этому, оставаясь в строгих границах христианского учения, нечего, если только не идти по следам Renan: т.е. отнять от И<исуса> Х<риста> Его божественность и описывать Его как «проповедующего Своё учение среди кроткой природы, на берегах прелестных озёр» и т.д., словом писать о нём роман, как и сделал Renan в своей книге».

Однако, справедливости ради, надо сказать, что было у В.Д.Поленова и своё личное отношение к жизни Иисуса Христа. «Я несказанно люблю евангельское повествование, — писал он, — люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычную человечность, которой насквозь проникнуто всё учение Христа».

В.Д.Поленов. Ранний снег
В.Д.Поленов. Ранний снег

В.Д.Поленов. Ранний снег

Несколько иным предстаёт художник в своих картинах «Венеция», «Золотая осень», «Ранний снег», «Осень в Абрамцеве», «Железная дорога близ станции Тарусская», оригиналы которых можно увидеть в Поленовском музее-заповеднике. Так же как картины его учеников, друзей и современников — И.И.Шишкина, В.М.Васнецова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, А.П.Боголюбова, А.М.Васнецова, И.Е.Репина и других.

А в Зале современного этноискусства ЕГМЗ постеры этих художников старой реалистической школы живописи являются воплощением слов В.Д.Поленова «Искусство должно давать счастье и радость».


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы