Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
В обнимку со скелетом

ГлавнаяАрхив новостейМай 2011

Архив новостей • Май 2011

18.05.2011

Сны, мистика и офицерская рулетка

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Каждого человека влечёт необычное. Поэтому неудивительно, что акция Елабужского государственного музея–заповедника под названием «Ночь в музее» вызвала всплеск интереса не только у поклонников старины, но и у тех, для кого до сих пор музеи не служили излюбленным местом досуга. Вначале предполагалось, что время её проведения будет с 9 часов вечера до полуночи, но затем музейщики решили не ограничивать посетителей столь жёсткими рамками и начать специально подготовленные программы с самого утра. Каждая из них именовалась по своему, но по сути все можно было объединить под одним условным названием «Ожившая экспозиция».


Семейство Шишкиных в ожидании гостей
Семейство Шишкиных в ожидании гостей Фото Л.Пахомовой

В Доме-музее И.И. Шишкина гостям первым делом предлагали одеться в разные костюмы, начиная от русских сарафанов и косовороток и заканчивая экзотическими элементами одежды восточных народов. В красной гостиной их ожидали хозяева дома — Иван Васильевич и Дарья Романовна, их знаменитый сын-художник и две его сестры. Здесь посетители особенно внимательно осматривали интерьер парадной комнаты, поскольку им нужно было определить вещи и предметы, не характерные для домашней обстановки середины XIX века. В розовой гостиной сёстры играли с гостями в фанты, в кабинете Ивана Васильевича посетители считали на старинных счётах, писали перьевой ручкой, звонили в колокольчик, вызывая прислугу, и помогали хозяину выбрать место для нового книжного шкафа, используя в качестве единицы измерения пяди.

Перед тем, как войти в столовую, кто-то из гостей вносил туда на ухвате чугунок с картошкой. На втором этаже в бывшей спальне сестёр всех ждала ещё одна забава. Нужно было, загадав желание, вытащить из закрытой салфеткой деревянной чашки пуговку. Если она оказывалась белого цвета, то загаданное желание исполнится, если чёрного, значит, — не повезло.

В зале графики всем предлагали найти единственный офорт И.И. Шишкина, отпечатанный не на бумаге, а на шёлке, а в зале живописи – попробовать себя в роли живописца. Завершалась необычная экскурсия по музею на верхней веранде музея, с которой открываются такие дали, что на закате можно увидеть расположенную за Камой в селе Бетьки церковь во имя Казанской Божией Матери.

В доме Шишкиных и стены помогают творить
В доме Шишкиных и стены помогают творить Фото Л.Пахомовой

Обычно в шишкинском музее запрещается фотосъёмка, но на этот день запрет был полностью снят. Кроме того, гостям вручалась корзиночка, в которую они складывали еловые шишки (загодя собранные сотрудниками с усадьбы музея), выдававшиеся за каждый правильный ответ или проявленную инициативу. Эта корзиночка служила своеобразным входным билетом в голубую гостиную, в которой всех поили чаем.

Ещё более разнообразное угощение ожидало тех, кто приходил на экскурсию в Музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева. В избе бабушки-знахарки им предлагали заговорённый отвар, в аптечном отделе — майский бальзам (взрослым) и чай каркаде (детям), в фитобаре — настой из душистых, ароматных трав, цветов и листьев.

Сама же экскурсия по музею включала не только интересную познавательную информацию, но и различные игры, загадки, заполнение анкет пациентов, куда можно было занести свои данные, измерив рост, вес, давление и остроту зрения. Желающие могли заглянуть в микроскоп, ознакомиться с внутренними органами человека, разобрав и собрав специальный демонстрационный манекен. Живой интерес вызвала игра, в которой нужно было поставить диагноз заболевания на основании строчек из известных песен. Например: «И моё сердце остановилось, моё сердце замерло» (сердечная недостаточность); «Напилася я пьяна, Не дойду я до дому» (алкоголизм); «Горячее солнце, горячий песок, Горячие губы — воды бы глоток» (солнечный удар).

Вот какие мы внутри
Вот какие мы внутри Фото Л.Пахомовой

Веселья добавили шуточные заговоры и обереги, связанные с самыми насущными житейскими ситуациями и касавшиеся любви, рождения и воспитания детей, курения, пьянства, богатства, депрессии, увольнения с работы, лишения прав, корпоративных вечеринок, компьютерных вирусов и прочего.

И, конечно же, повышенным вниманием пользовался принаряженный в плащ и шляпу скелет, которого, позируя для снимков на память, гости норовили дружески обнять, а то и сфотографироваться в его объятиях.

Самые разнообразные персонажи ожидали гостей в Музее истории города: мастер наскальных рисунков, невольница, средневековый купец с наполненным товарами сундуком, приказчик купеческой лавки, воспитанница епархиального училища, лоточник с товарами. Кроме того, покинув на время свои интерактивные мастерские, с утра до полуночи работали в залах музея мастера, занимавшиеся лозоплетением, росписью керамики, ковроткачеством и вышивкой. Впервые в этот день в зале археологии можно было на магнитной доске собрать с помощью пазлов изображения различных древних предметов. Для тех, кто проявлял интерес к наскальным рисункам, были заготовлены натёртые пластилином дощечки и деревянные палочки. Средневековый купец предлагал посетителям отделить современные товары от тех, что были в ходу 1000 лет назад, невольница просила отгадать загадки, епархиалка – найти парные предметы, служившие людям для одних и тех же целей в разное время (например, рубель — утюг, мех — деньги, патефон — МР3 проигрыватель). Приходилось поломать голову посетителям и отвечая на вопрос приказчика, какими критериями руководствовался купец, выбирая в мануфактурную лавку наёмных служащих. Оказывается, претендент в торговое заведение должен был иметь короткие руки, поскольку ткань тогда измерялась в локтях. За все правильные ответы гостям вручались талончики на сумму от одного до десяти рублей. Завершив экскурсию, они могли отправиться в Музей-театр «Трактир» и, сделав заказ, получить скидку в размере поощрительных дивидендов.

Возле мастера наскальных рисунков
Возле мастера наскальных рисунков Фото Л.Пахомовой

В этом же «Трактире» по рецепту, который использовали в доме Цветаевых, был испечён любимый яблочный пирог Марины Ивановны. Им угощали в каминном зале Библиотеки Серебряного века, где ценителей поэзии ожидали не только стихи и песни, но и рассказ о особенностях поэзии Серебряного века, а также об исследованиях в области психологии творчества. Различные тесты, предложенные всем гостям, дали возможность определить творческую составляющую и лидерские качества каждого присутствующего. Был также показан и обсуждён короткометражный фильм, в котором шла речь о готовности к самопожертвованию ради любимого человека.

Литературный музей им. М.И. Цветаевой подготовил в этот вечер специальную, проходившую при свечах программу «Цветаева. Союз стихов и сновидений», где на основании поэтических произведений и событий из жизни Марины Ивановны было показано, какую большую роль играли для неё сны, нередко являвшиеся предвестниками будущей реальности. Так, в 1920-м году в стихотворении «Сын» она провидчески описала родившегося пять лет спустя Георгия. Заканчивается оно такими словами:

Так, выступив из черноты бессонной
Кремлёвских башенных вершин,
Предстал мне в предрассветном сонме
Тот, кто ещё придёт: мой сын.
Так гадали в доме Цветаевых
Так гадали в доме Цветаевых Фото Л.Пахомовой

Сон для Цветаевой был не единственной возможностью заглянуть в будущее. В их доме устраивались гадания. Один из способов заключался в следующем: на края медного таза, наполовину заполненного водой, привешивали листочки бумаги, на которых с внешней стороны писалось имя, а с внутренней — загаданное желание. На воду опускалась скорлупка от грецкого ореха с горящим огарком свечи. Считалось, что желание исполнится у того, к чьей записке подплывёт невесомый кораблик. Именно такое гадание было устроено в одном из залов Литературного музея, где установлен бюст Цветаевой. И казалось, что сама Марина Ивановна, лицо которой словно ожило в мерцании свечей, благосклонно взирала на происходящее. Проводившая гадания цыганка не ограничилась одним способом. Вначале она предложила всем желающим узнать своё будущее, открыв загаданную страницу и строку в сборнике цветаевских стихов. А под конец, как и положено представительнице её кочевого племени, приоткрывала тайную завесу над предстоящими событиями, глядя на линии судьбы, расположенные на ладонях.

А так писали Пушкин и Дурова
А так писали Пушкин и Дурова Фото Л.Пахомовой

Исповедальные письма, дневники, автобиографическая проза Марины Цветаевой многое объясняют нам в её жизни и характере. А вот Надежда Дурова некоторые свои тайны тщательно пыталась хранить до глубокой старости. 14 мая в музее-усадьбе, носящей её имя, посетителей ждала экскурсия, раскрывающая эти тайны, а, кроме того, их знакомили с такими фактами биографии, о которых не рассказывают в обычные дни. Например, о том, как маленькая Надя нашла однажды гусарскую пуговицу, напоминавшую своим видом металлический шарик, начинила её порохом и бросила в горящую печь, страшно напугав взрывом всех домашних. Или о её встрече на Каменном острове в Петербурге с Александром Сергеевичем Пушкиным. Немало мистических историй услышали гости и о самом музее, где Надежда Андреевна по прежнему чувствует себя полноправной хозяйкой и время от времени дает об этом знать. В зале военной службы посетители могли сфотографироваться, облачившись в гусарские или уланские военные мундиры, в зале памяти – поучиться писать гусиным пером. Весь день на усадьбе стояла наготове верховая лошадь, на которой можно было прокатиться. А вечером возле дома кавалерист-девицы был разбит бивак с палатками, костром, походной кашей и бравым гусаром, исполнявшим песни под гитару. Его компаньоны-уланы раскладывали на ломберном столике пасьянс и даже играли в смертельную офицерскую рулетку. Конечно, револьвер был игрушечный, а пулями служили пистоны. Но в остальном всё было как тогда, когда офицеры решались бросить вызов судьбе, приложив дуло к виску и нажав курок револьвера с единственным заряженным патроном.

Кивер, ментик, гитара и гусарские песни
Кивер, ментик, гитара и гусарские песни Фото А.Куклина

Посетители продолжали приходить в музеи фактически до самой полуночи. Наряду с елабужанами и экскурсантами из соседних городов в этот день ожившие экспозиции увидели теплоходные туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а также Латвии и США.

 


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы