Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника

ГлавнаяАрхив новостейИюль 2014

Архив новостей • Июль 2014

Год культуры в Российской Федерации
Год культуры в Республике Татарстан
25 лет Елабужскому государственному музею-заповеднику

04.07.2014

Корень шишкинского леса

Татьяна Виноградова старший научный сотрудник Музея-мастерской ДПИ

Леса Вятской губернии полтора столетия назад составляли главное её богатство. Лес питал зарождающиеся народные промыслы и древние ремёсла нашего края. В изобилии встречались здесь добротные столяры и плотники, способные избу срубить на века, любую домашнюю утварь своими руками изготовить и причудливо украсить.


Шкатулка. Плетение из соснового корня
Шкатулка. Плетение из соснового корня, неизвестный мастер, середина ХХ в. Фонды ЕГМЗ

Шишкинские леса вдохновляли не только великого художника-живописца, чьи пейзажи запечатлели красоту сосен и елей, но и народных умельцев. Сосновый и еловый корень служил материалом для плетения — промысла, распространённого по всей губернии. В газете «Вятские губернские ведомости» за 1890 год упоминается: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне: в большом количестве выделывают «чаруши», употребляемые для печения хлеба, а также сундуки, корзины для белья, баулы, корзины для бумаг и мелкие изделия. Хорошие сорта плетеных изделий идут через скупщиков в Петербург, Москву, даже Харьков и Одессу».

Чарушников в Вятском крае было достаточно много: формы в виде каравая для выпечки хлеба использовались повсеместно. Видимо в роду известного губернского архитектора И.А.Чарушина, проектировавшего здание Елабужского епархиального женского училища (ныне Елабужский институт КФУ), мастера плетения «чаруш» были столь знаменитые, что ремесло стало фамильной гордостью в полном смысле этого слова.

Для удобства кустарей в конце XIX века в Вятке стали создаваться специальные склады и… музеи. Если первые позволяли избавиться от посредников в поставках сырья, что удешевляло конечный продукт, то вторые демонстрировали образцы и технику исполнения высокохудожественных изделий. А появление учебных мастерских и ремесленных школ способствовало сохранению древнейших видов ремёсел. В прейскуранте Вятского кустарного склада за 1892 год значится следующий перечень предметов из соснового корня: корзины дорожные с камышовой отделкой и с металлическими петлями и шарнирами (базарницы, клубочницы, сухарницы), погребцы дорожные с прибором и др.

Леса в губернии вырубались активно, добыча соснового и елового корня не представляла большого труда. Очищенный от коры корень расщепляли на 2-4 части, полученные «ленты» перед плетением замачивали. Работа не требовала специальных помещений и приспособлений, поэтому трудились дома, целыми семьями.

Свою красоту и предназначение изделия сохраняли на века, так как смола, содержащаяся в сосновом и еловом корне, придавала не только приятный охристый оттенок, но и жаропрочность. А, кроме того, отталкивала воду, предотвращая гниение.

За советские годы промысел практически исчез. В наши дни плетение из елового и соснового корня довольно редкий вид декоративно-прикладного творчества, поэтому изделия дорогостоящи.

В экспозиции Музея-мастерской ДПИ Елабужского государственного музея-заповедника представлена одна шкатулка неизвестного мастера, датированная серединой ХХ века.


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы