Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника

ГлавнаяАрхив новостейНоябрь 2015

Архив новостей • Ноябрь 2015

05.11.2015

Искусство прошлого и настоящего

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

«Ночь искусств», которая прошла в Елабужском государственном музее–заповеднике 3 ноября, оказалась не совсем такой, какой её задумывали. Из-за объявленного в стране траура развлекательная часть в программах была исключена.


В Доме-музее И.И.Шишкина
В Доме-музее И.И.Шишкина Фото А.Куклина

В Доме-музее И.И.Шишкина

Особенно сказалось это в Доме-музее И.И.Шишкина, где вместо интерактивной программы «Сказки Вани Шишкина» посетителей ожидала только экскурсия по залам родового гнезда художника. Правда, была она всё же необычной: в гостиной, кабинете, столовой и других комнатах гостей встречали словно ожившие хозяева и другие обитатели дома, которые рассказывали, как они жили здесь полтора века назад и как зарождался талант великого русского художника.

Выйдя из Дома-музея И.И.Шишкина, многие непременно заглядывали в соседнее здание, где находится Музей-мастерская декоративно-прикладного искусства. В этот поздний вечер здесь собрались и давали мастер-классы все мастера ДПИ Елабужского государственного музея-заповедника.

Елена Годкова обучала желающих цветоделию. Основным материалом для изделий служили не ткань или бумага, а… стружки. Да, да, обычные тонкие деревянные стружки, которые выходят из-под ручного рубанка. Лепестки для цветов из такого тончайшего дерева можно вырезать любой формы. Стебельком служат тоненькие прутики ивы. А кружочки, нарезанные из более крупных прутиков, крепятся в центр цветов, которые в итоге смотрятся очень симпатично.

Мастер-класс Елены Годковой
Мастер-класс Елены Годковой Фото Л.Пахомовой

Мастер-класс Елены Годковой

Цветочные мотивы преобладали и на мастер-классе Ирины Павленко. Только здесь изготовляли из керамопласта декоративные подвески и серёжки, которые раскрашивали затем акриловыми красками.

Фахия Нечипорук предлагала сделать композицию из бересты, с которой она работает уже давно. Научилась расслаивать её настолько тонко, что она делается как бумага. Благодаря этому становится возможным с помощью предназначенных для бумаги фигурных дыроколов вырезать из бересты маленькие кружевные цветочки, бабочек, стрекоз, листочки. Всё это используется потом при создании оригинальных изящных композиций на сувенирных магнитах с основой из лёгких овальных пластин берёзы или осины.

У Надежды Рохлиной юные мастера тоже изготовляли магниты на дереве. Только они расписывали их красками с понравившихся образцов. Кто-то выбирал в качестве изображения ночное окно, кто-то — дневное с киской, а кому-то были больше по нраву румяные яблоки.

Мастер-класс Надежды Рохлиной
Мастер-класс Надежды Рохлиной Фото Л.Пахомовой

Мастер-класс Надежды Рохлиной

Были в ту «ночь искусств» в Музее-мастерской ДПИ и красные молодильные яблочки. Их учила делать в технике мокрого валяния Лилия Разетдинова. А рядом Виктория Жук показывала, как из разноцветных шерстяных нитей можно изготовить забавную птичку.

У Гульсум Батровой в этот момент прилив посетителей завершился и, сидя в окружении коллекции кукол, она смогла более обстоятельно рассказать о своей работе.

— Кукол я привожу из разных городов, — сообщила мастер. — Побывала в Турции на большом международном фестивале, где собрались кукольники со всего мира. Вот кукла, сделанная африканской мастерицей, она мне её подарила. Есть турчанки, казачка, удмуртские, пермские куклы, вятская кубышка, соль-илецкий домовёнок... Это говорит о том, что куклы «живут» везде. Я делаю кукол-обережек, даю по ним мастер-классы, создаю из них композиции. Например, с бабой-берегиней. У неё есть сундук, самовар, она — богатая и гостеприимная. В руках у неё поднос, где будут лежать хлеб-соль или чак-чак. Другая моя композиция называется «Семь я», в ней собраны вместе мама с детьми. Такую композицию я увозила в Турцию и у меня её сразу же купила местная учительница. По-видимому, тема ей оказалась близка, потому что она сама занимается с детьми.

Гульсум Батрова
Гульсум Батрова Фото А.Куклина

Гульсум Батрова

Новое направление в моей работе — живопись шерстью. Поскольку я умею рисовать, вышивать, изготавливать батики, то и этой новой технике, которая показалась мне очень интересной, научилась быстро. Теперь сама даю мастер-классы.

Но пока основное моё направление — это куклы. Я их люблю и они меня, наверное, тоже, раз не отпускают от себя.

В Выставочном зале в это время тоже проходил мастер-класс по квиллингу. Вела его не музейная, а самостоятельная рукодельница Наталья Иващенко. Она не уставала повторять, что искусством квиллинга в Западной Европе владели даже королевские особы. И детишки, включая мальчиков подростков, с интересом приступали к освоению новой для себя техники. Правда, главная черновая работа — накручивание бумаги — была уже сделана, и им оставалось только создавать собственные композиции, выбирая подходящие по форме и цвету модули.

Мастер-класс Натальи Иващенко
Мастер-класс Натальи Иващенко Фото Л.Пахомовой

Мастер-класс Натальи Иващенко

Всем, побывавшим в «ночь искусств» в Выставочном зале, предоставилась возможность посмотреть только что открывшуюся выставку, оценив красоту и самобытность каслинского литья. Ну а те, кто пришли сюда к 19 часам, смогли познакомиться с жизнью и творчеством известного в Татарстане художника, скульптора и целителя ныне уже покойного Ильдара Ханова. Вечер его памяти вела искусствовед Елабужского государственного музея-заповедника Елена Паршикова. Давно и хорошо знавшая И.Ханова, она с большим теплом говорила о нём, о его живописных и скульптурных работах, о строительстве Вселенского храма, которым он занимался в последний период своей жизни.

Основная часть монументальных скульптур мастера была установлена в тогда ещё молодом городе автомобилестроителей Набережных Челнах. Являясь его жительницей, Елена Паршикова поведала немало интересных подробностей о том, как создавался памятник «Родина-мать», композиции бульвара Энтузиастов — «Древо жизни», «Пробуждение», «Эволюция», «Ангел-хранитель». Рассказывая о живописных полотнах Ильдара Ханова, она сделала акцент на эсхатологической направленности его произведений.

На вечере также говорилось о его целительской деятельности и занятиях йогой. Штрихи к портрету Ильдара Ханова добавил заключительный фильм, снятый на его похоронах, где во время гражданской панихиды выступали многие известные люди Татарстана. Среди них директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, которая, в частности, затронула вопрос о последнем, главном в жизни Ильдара Ханова сооружении.

На вечере памяти Ильдара Ханова
На вечере памяти Ильдара Ханова Фото Л.Пахомовой

На вечере памяти Ильдара Ханова

— Я считаю, — сказала она, — что его не всегда правильно называют храмом. Это, вообще-то, скульптура большого мастера. Это его завет всем нам, что можно жить без вражды. Это — произведение искусства и оно должно оцениваться совершенно по другим меркам, не исходя из каких-то религиозных чувств.

Вполне вероятно, что именно такая оценка поможет в дальнейшем правильно распорядиться творческим наследием Ильдара Ханова.

 


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы