Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Г.Ф.Сулейманова-Валеева

ГлавнаяАрт проектыВстречи на елабужском симпозиуме

Арт проекты

28.07.2013

Встречи на елабужском симпозиуме

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

В Елабужском государственном музее-заповеднике завершает работу VIII Международный симпозиум по современной живописи «Сказания о любви». В течении минувших дней художники не только напряженно работали, создавая живописные полотна и графические листы. Они много общались, делились собственным многолетним опытом и творческими находками. Это можно было наблюдать на протяжении всего симпозиума. И в то же время его программа предусматривала специальные часы, отведённые для беседы за круглым столом и мастер-класса по акварельной живописи.


Круглый стол симпозиума
Круглый стол симпозиума Фото Л.Пахомовой

Круглый стол симпозиума

Ведущей круглого стола была доктор искусствоведения из Казани Г.Ф.Сулейманова-Валеева, которая начала разговор с исторического экскурса, сказав, что тема любви в искусстве за многовековую историю претерпевала различные видоизменения. Она начиналась с любви матери к ребёнку и лишь позднее переросла в тему любви мужчины и женщины. С принятием монотеистических религий, как в христианстве, так и в исламе, любовь между мужчиной и женщиной была сильно ограничена, на неё были наложены определённые табу. Тогда как в язычестве её проявления были более свободными. Она была тесно связана с природными и космическими явлениями, в ней, например, видели слияние неба и земли.

«В настоящее время, — подчеркнула Г.Ф.Сулейманова-Валеева, — любовь принимает совершенно другие оттенки. Мы знаем, насколько это понятие сейчас девальвируется. Так, в ряде стран принимаются законы, закрепляющие однополые браки.

То, что вы выбрали тему «Сказания о любви», предполагает обращение к опыту мировой истории, для которого всегда было характерно стремление возвысить это чувство. Интересны елабужские симпозиумы и тем, что здесь преобладает этническая направленность, позволяющая художникам создавать свои произведения в традициях различных национальных культур».

Художники на круглом столе
Художники на круглом столе Фото Л.Пахомовой

Художники на круглом столе

Характеризуя наиболее близкое ей татарское изобразительное искусство, ведущая отметила, какое сильное влияние в целом оказывают на него литературные произведения. Ознакомившись с работами участников симпозиума, казанский искусствовед отметила, что для части художников отправной точкой в создании их произведений служила любовь к своему народу и к истокам его культуры, однако, немалое число участников симпозиума опирались и на собственный эмоциональный опыт любовных переживаний.

Как специалиста в области искусствоведения Г.Ф.Сулейманову-Валееву весьма интересовал вопрос, каким образом профессиональный художник, не имеющий непосредственного отношения к этнической культуре, может отразить её проявления в своих произведениях?

Но оказалось, что некоторые народные обряды и обычаи живы и доныне. Например, празднование купальской ночи, распространённое в Вятском крае или во многом сохраняющиеся верования и образ жизни алтайских народностей.

Именно автор триптиха о купальской ночи Сергей Горбачёв дал в рамках симпозиума мастер-класс по акварельной живописи. Его планировалось провести для преподавателей елабужских художественных школ. Но вместе с ними пришли учащиеся ДХШ, а также некоторые участники арт-проекта.

Мастер-класс по акварельной живописи
Мастер-класс по акварельной живописи Фото Л.Пахомовой

Мастер-класс по акварельной живописи

Вначале кировский художник рассказал о том, как лучше подбирать для акварели бумагу, кисти, палитру и краски. Он, например, призвал с осторожностью относится к краскам производства фирмы «Гамма», поскольку у них более крупный помол пигмента, вследствие чего последний может выпадать в осадок. «Опытный мастер, — утверждает Сергей Горбачёв, — почувствует сопротивление материала и так или иначе обыграет его. Иное дело дети: у них получается грязь, они расстраиваются и теряют веру в себя. Поэтому чем хуже умеет рисовать человек, тем лучшие материалы ему нужно давать».

Также, по его мнению, следует избегать красок для детского творчества, потому что в таких наборах зачастую используются химические красители. Во-первых, они глубоко проникают в структуру бумаги и не позволяют в случае необходимости получать цезуры — белые пятна, возникающие при удалении нанесённого пигмента. Во-вторых, химические красители не обладают достаточной цветовой устойчивостью. И автор может буквально через год обнаружить, что у него пропали все синие или все красные цвета.

Как опытный акварелист Сергей Горбачёв утверждает, что лучшими палитрами являются пластиковые. Но при одном условии. Чтобы краска на собиралась в капли, мешающие увидеть истинный колер, новую палитру нужно вначале хорошо промыть любым абразивным средством типа «Пемолюкс», используя жёсткую сторону обычной бытовой губки.

Мастер-класс. Акварель Сергея Горбачёва
Мастер-класс. Акварель Сергея Горбачёва Фото Л.Пахомовой

Мастер-класс. Акварель Сергея Горбачёва

Кисти для акварели он советует применять преимущественно беличьи, поскольку жёсткость и упругость того же колонкового волоса снимает при лессировках нижний слой краски. С белкой этого не происходит.

Здесь будет уместным привести слова художника о том, что «работать над акварелью по сырому можно в течение многих и многих лет». Подобное утверждение кажется неожиданным, поскольку сложился стереотип, что акварель это — быстрая техника, она не прощает ошибок и т.д. Между тем, как сказал Сергей Горбачёв: «Акварель очень сильно закрепляется на бумаге. Казалось бы, её смочишь и всё пропадёт, но на саамом деле — нет. Если мы не делаем механического повреждения поверхности, например, не помещаем её под струю воды, а просто кладём в наполненную ванну, то она после высыхания остаётся точно такой же».

Отвечая на вопросы зрителей, художник рассказал, какие интересные эффекты можно получить, используя при разбавлении акварельных красок не только воду, а растворы с сахаром, солью, водкой, одеколоном, глицерином и другими веществами.

После столь интересного теоретического начала на примере нескольких, выполненных на глазах зрителей работ, Сергей Горбачёв продемонстрировал различные приёмы акварельной живописи.


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы