Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

БИБЛИОТЕКА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

9 декабря 2018

Евгений Поспелов: «Я выбрал ночь»

Людмила Пахомова

Встречи с творческими людьми всегда интересны, тем более, когда их талант не ограничивается какой-то одной сферой искусства. Как, например, у Евгения Поспелова, который не только замечательный поэт, но и не менее замечательный фотохудожник.

Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой
Фотовыставка Е.Поспелова «Я выбрал ночь»
Фото Л.Пахомовой

В прошлом году в декабре в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника у него была открыта выставка «Времена года», которая довольно продолжительное время украшала каминный зал. Тогда же он пообещал, что каждый декабрь будет делать новую фотовыставку. И 7 декабря, действительно, состоялся очередной вернисаж.

Если прошлые работы отличались разнообразием видов, снятых в городе и его живописных окрестностях, а также богатством цветовой палитры, включавшей все четыре времени года, то новая экспозиция имеет более узкие рамки. Об этом можно судить даже по её названию — «Ночью в городе». Хотя, как верно заметил автор: «В ночи очень много света и цвета, но они другие».

Пояснил Евгений Поспелов и то, почему он решил остановить свой выбор на ночном городе. Во-первых, в качестве контраста с предыдущей выставкой, а, во-вторых, именно ночь для него, как для поэта, была и остаётся самым плодотворным временем суток.

Пятнадцать снимков его выставки сопровождаются стихами из венка сонетов под названием «Ночь». В одном из этих стихотворений есть, в частности, такие строки:

Я выбрал ночь. Я ночью полон грёз.
Я только ночью на любой вопрос
Легко ответ искомый добываю.

Глаза и угли в темноте живей,
Яснее суть явлений и людей —
Ночная тьма безликой не бывает

Заведующий библиотекой Андрей Иванов начал вечер с показа двух книг Евгения Поспелова — «Вполголоса» и «Крылатый ковчег». За вторую из них он был удостоен звания лауреата Литературной премии им. М.И. Цветаевой. Прозвучали два стихотворения из этих книг, открытых на произвольно выбранных страницах, а потом к стихам вернулись уже в самом конце встречи, длившейся около трёх часов в тёплой, дружеской, доверительной атмосфере.

Основная часть экспозиции разместилась в каминном зале, куда на этот раз входили не совсем обычным способом. Поскольку свет там был погашен, то тем, у кого были смартфоны, предложили зажечь фонарики, а остальным раздали горящие свечи. И при их свете прошёл первоначальный осмотр экспозиции. А дальше начался заинтересованный разговор о фотографии, как об одном из видов изобразительного искусства.

Готовясь к встрече с Евгением Поспеловым, который уже не раз представал в Библиотеке Серебряного века в разных творческих обличьях, Андрей Иванов запасся цитатами известных в мире фотографов и, прочитав очередную из них, просил автора выставки прокомментировать, провести аналогию с собственным опытом или ответить на тот или иной вопрос. Немало вопросов последовало и от публики. Все они, безусловно, не были заранее известны Евгению Поспелову, однако ничто за весь вечер не смогло поставить в тупик этого эрудированного, любящего размышлять и осмысливать свою жизнь человека.

На вопрос, когда он начал снимать, он ответил, зачитав отрывок своей публикации «Автопортрет с подробностями» в журнале «Аргамак-Татарстан» (№ 2, 2018), где на одной из цветных вклеек размещена подборка его фотографий. «А начиналось всё простого желания «сделать фотку» друзей с улицы или одноклассников, брата, матушки с бабушкой, потом девчонок, потом уже что-то вроде репортажа о походе на Каму или в луга с ночёвкой… Этот период, эта забава отражены в феноменальном количестве альбомов, где можно проследить все этапы становления моего особого взгляда и зрения, о которых, само собой, я тогда и не задумывался. Надо видеть мои бесконечные сюжеты с разными лицами, в разное время и в разных местах — стоящие, сидящие, идущие, позирующие, снятые спонтанно, расставленные намеренно, в летних, зимних, демисезонных, пляжных, официальных, хипповских одеждах. И всё это в двадцати четырёх альбомах! В сущности, там нет ничего особенного, нарочитого, прихотливого — как видел, так и снимал. Не в этом ли, может статься, ценность такого взгляда для историков? Пристрастился я к фотографированию, как и все мальчишки, ради понтов: типа крутой и прикольный. И что-то я не припомню, чтобы кто-то рядом занимался фотографией — даже в классе вроде бы таких не было. А может просто не продавали тогда хорошие камеры, и доставать плёнку и химикаты на было возможности?»

Рассказывая о той или иной фотографии на выставке, Евгений Поспелов упоминал связанные с ней любопытные детали и подробности. Например, какой был трескучий мороз, когда ему удалось напоследок снять один из удачных кадров ведущей на старую пристань дороги с поблёскивающей от заходящего солнца ледяной колеёй, силуэтом Красной горки на заднем фоне и играющим жёлтыми, оранжевыми, розовыми и сиреневыми красками небом, или как ему повезло однажды оказаться на Чёртовом городище и не попасть ни под шквальный ветер и ливень, а в течение полутора часов снимать и снимать бушевавшую над старым городом грозу с невероятным количеством молний, часть из которых оказались запечатлёнными на фотографиях.

Фантастические закаты и разлив с отражением пылающего неба, лунная дорожка на старой Каме, в которой угадываются черты лица самого фотографа, фейерверк на Шишкинских прудах, уголки города в свете фонарей, туман над Камой с огнями словно бы призрачных судов и многое другое можно увидеть на этой выставке.

Вечер закончился стихами, в которых тоже очевиден свой, особый взгляд автора на мир.

Всё только начинается

Какой огонь!
А будет пепел белый…
Какой напор!
А будет…
Как всегда:
Плод упадёт на землю
Перезрелый.
Никто за ним не явится сюда…

И выйдет в сад измученный бродяга,
Чтоб на углях исчезнувших эпох
Согреть с вином украденную флягу
И подсушить промоченный сапог…

А поутру,
Проснувшись от озноба,
Он двинется опять на край земли,
Где есть, по слухам,
Храм и свет над гробом,
И зёрна веры в золотой пыли…
Наверх страницы Вниз страницы