Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Елабужский государственный музей-заповедник

ВСЕРОССИЙСКАЯ СПАССКАЯ ЯРМАРКА

6 августа 2019

Добрая традиция земли елабужской

Людмила Пахомова

Редко когда и где, особенно жителям глубинки, удаётся увидеть такое обилие и многообразие товаров, как это происходит на Всероссийской Спасской ярмарке в Елабуге. Причём товаров не массового производства и не из синтетики, а сделанных руками мастеров из кожи и меха, дерева и глины, льна и шерсти, бересты и лыка, кости и лозы, натуральных камней и других природных материалов.

Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Хидриильяс Ахмедов
Хидриильяс Ахмедов Фото Л.Пахомовой
Олег и Ирина Городецкие
Олег и Ирина Городецкие Фото Л.Пахомовой
Виктор Ошлак
Виктор Ошлак Фото Л.Пахомовой
Резные панно Сергея Сметанина
Резные панно Сергея Сметанина Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой
Всероссийская Спасская ярмарка 2019
Фото Л.Пахомовой

Три дня историческая часть Елабуги была наполнена звоном колоколов, звуками музыки и песен, многоголосым говором людей, которые заполняли торговые ряды, Мастеровой двор, зрительские трибуны, аттракционы, медовый городок, летние кафе. И даже непогода на эти три дня утихомирилась, наслав лишь в субботу один не слишком продолжительный дождь. Закрытие ярмарки проходило при ярком солнце, освещавшем оживлённые и радостные лица тех, кто поднимался на главную сцену.

Как всегда, особо выделенным в этом году мастерам, артистам и организаторам были вручены денежные премии и подарки. Со словами приветствия, благодарности и приглашения приезжать и приходить на ярмарку будущего года к мастерам, жителям и гостям города обратились заместитель главы Елабужского муниципального района З.Х. Сунгатуллина, заместитель министра культуры РТ Л.С. Хакимзянов, заместитель министра экономики РТ А.Д. Шамсиев, первый заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан А.С. Николаев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты г. Набережные Челны РТ Ф.Р. Башаров, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р. Руденко, заместитель руководителя исполкома ЕМР, председатель оргкомитета Спасской ярмарки-2019 Л.Н. Рыбакова.

А.С. Николаев признался, что он каждый раз ждёт дня приезда в Елабугу на Спасскую ярмарку, рад видеть знакомые лица мастеров, создающих красоту своими руками. «Сейчас многие занимаются продажей через интернет, — сказал он. — Конечно, и там можно найти покупателей. Но увидеть глаза человека, которому вместе с товаром передаёшь часть души, увидеть детей, пожилых людей, которые с удовольствием сюда приходят, можно только находясь здесь, на ярмарке. Поэтому приезжайте к нам, а мы будем с нетерпением ждать и тринадцатую, и четырнадцатую, и все последующие ярмарки».

А его коллега Ф.Р. Башаров заявил: «Набережным Челнам очень повезло, что рядом есть город Елабуга. Для современного полумиллионного города это настоящая отдушина, ведь здесь — душа нашей страны, душа мастеров, любовь к тому, что ты делаешь. Очень хочется, чтобы эта добрая традиция ярмарки, возродившаяся на елабужской земле, жила долго-долго и радовала нас».

В этом году впервые работниками КамАЗа была организована на ярмарке интерактивная площадка с мастер-классами по прикладному и техническому творчеству. В этом году отмечается 50-летие знаменитого предприятия, которое встречает свой юбилей полностью обновив производство и приступив к выпуску нового автомобиля. Всем, кто находился на главной сцене от лица КамАЗа были преподнесены подарки.

Всякий раз на Спасской ярмарке происходит множество знакомств, ведь здесь есть возможность поговорить с самим мастером, узнать, как создаются те или иные изделия, которые порой можно сравнить с произведениями искусства.

Именно такие изделия можно было увидеть в Музее современного этноискусства, где в рамках «Мастерового двора города Елабуги» были размещены товары, привезённые из Дагестана. Есть в этой республике посёлок Кубачи, в котором с незапамятных времён занимались производством ювелирных изделий, передавая свои умения по наследству. Первое упоминание об этом относится ещё к Х веку. Вот какие давние традиции у кубачинских мастеров, ярким современным представителем которых является Хидриильяс Ахмедов.

Сам он начал заниматься ювелирным делом полвека тому назад, а сейчас и трое обученных им сыновей продолжают семейное дело. Правда, в свободное от основной работы время, поскольку семейная жизнь требует более стабильных заработков. Все трое заканчивали в своё время художественное училище, а в настоящее время являются членами Союза художников России. В Елабугу Хидриильяс Ахмедов привёз много различных ювелирных серебряных изделий, украшенных чернью, позолотой, эмалью, поделочными камнями. Среди них женские украшения, оружие, специальные подвески для ионизации воды, ручки, посуда. Последняя впечатляет особенно: как своими размерами, так и изяществом форм, тонкостью и красотой орнаментальной гравировки. По словам мастера, как в русском алфавите существует определённое количество букв, так и у них в Кубачах сложилась своя система орнаментов. И каждый раз, задумывая то или иное новое изделие, они отбирают из неё и составляют свою композицию, которую он возвышенно назвал поэмой. И такое сравнение не удивляет, — изделия, которые создают отец и сыновья Ахмедовы достойны занять место не только в наших домах, но и в музеях.

Ещё одним молодым дагестанским мастером, приезжавшим на Спасскую ярмарку, стал Гусейн Магомедалиев из села Унцукуль, где около двухсот лет назад зародился удивительный промысел изделий из дерева с инкрустацией из металла.

Олег и Ирина Городецкие, как и все мастера, о которых мы будем сегодня рассказывать, приехали на Спасскую ярмарку впервые. Они из Мурома, ставшего в последние годы особенно известным не только как родина русского богатыря Ильи Муромца, но и место упокоения благоверного князя Петра и княгини Февронии, в день памяти которых в России был установлен праздник семьи, любви и верности.

Супруги Городецкие представляют семейное обувное ателье «Light steps», что в переводе с английского означает «лёгкая поступь». В последний день Спасской ярмарки к ним подошла женщина, сказавшая: «Целый день вчера в вашей обуви проходила, пришла сказать спасибо». Такой отзыв Олега и Ирину, конечно, радует, но не удивляет. Они уверены в качестве своей обуви ручной работы. Сами носят её и порой перестают одевать не потому что стала непригодна, а просто приелась. Кожу они приобретают у российских, турецких и итальянских производителей. У первых каждую шкуру проверяют руками, с последними приходиться связываться по скайпу, но в качестве их материалов сомнений обычно не возникает.

Свою обувь они шьют исключительно из натуральной кожи, чаще всего на заказ. «Люди приходят в наше ателье, — рассказывает Олег Городецкий, — выбирают кожу и модель обуви, мы снимаем мерку и шьём для каждого заказчика индивидуально. Следим за модой, но чаще всего отдаём предпочтение классической обуви как женской, так и мужской».

Ирина Городецкая по профессии модельер, а Олег ещё в советское время получил специальность обувщика, но не работал по ней. Теперь их знания пригождаются в полной мере. В их ателье работают пять человек. Кроме пошива они занимаются также ремонтом и с огорчением видят, как даже производители дорогостоящей обуви всё чаще начинают использовать кожезаменители и другие искусственные материалы. Их ателье на такие уловки и обман покупателей никогда не пойдёт.

Резчик по дереву Виктор Ошлак из Ульяновска был специально приглашён на «Мастеровой двор города Елабуги». Как и другим его участникам ему был полностью оплачен проезд, проживание и питание. Но если другие мастера кроме проведения мастер-классов ещё и реализовывали свои изделия, то Виктор привёз три уникальные резные иконы, заведомо зная, что покупателей на них не найдёт. Ему просто хотелось показать то лучшее, что у него есть на сегодняшний день, а на заказ он готов сделать что-то и попроще, и подешевле. Люди подходили к нему, разглядывали иконы с изображением Георгия Победоносца, Крещения Господня и Николая Чудотворца, изумляясь ювелирной филигранности работы.

У Виктора нет никакого художественного образования, он самоучка, а вернее будет сказать — самородок. Начинал с резьбы геометрических орнаментов, животных, цветов. К иконам приступать долгое время просто боялся. Первую сделал в благодарность греку, который привёз из своей страны лекарство для смертельно больной матери. Вторая икона была именная для внука. А потом и страх пропал.

— Виктор, — спросили мы его, — что побуждает вас делать такие иконы, работать над каждой не один месяц, зная, что их, скорее всего, не купят?

— Во-первых, удовольствие. Я даже не знаю, как выразиться. Ну, если тянет меня делать, я делаю. И чем сложнее, тем мне интереснее. Например, сейчас бы я эти иконы уже по-другому сделал. А то, что не продадутся — не беда, оставлю внукам.

— На Спасской ярмарке есть деревянные иконы, выточенные с помощью станков. Как вы их воспринимаете?

— Нормально. Молиться ведь можно и на изображение, вырезанное из газеты. Просто ручной труд он всё равно больше ценится.

Каждый раз, проходя по торговым рядам ярмарки, невольно ищешь чего-то нового, необычного. В этом году такой вид изделий привёз резчик из Перми Сергей Сметанин. Отучившись в юности на художника-оформителя, он работал по специальности. Занимался также отделкой и строительством, связанными с материалами из дерева. А лет шесть назад и художественное его образование, и навыки работы с деревом слились в единое целое. Сергей начал создавать прорезные панно. Сама по себе техника их изготовления не нова и берёт своё начало из широко распространённой в прежние времена домовой резьбы, украшавшей наличники, карнизы, фасады, крылечки, беседки… Авторский стиль Сергея проявился в сюжетах, которые он заимствует, по-своему перерабатывая и интерпретируя, в так называемом пермском зверином стиле. Первые находки его датируются VII веком до нашей эры. Как правило, это медные или бронзовые изделия со специфическими изображениями.

— Я подробно изучаю пермский звериный стиль, — рассказывает Сергей, —читаю книги, смотрю альбомы. В нём часто встречается изображение человека-лося или птицы, которая в мифологии древних народов олицетворяла высший духовный мир. А классическое изображение фигурки в пермском зверином стиле это — ящер, на котором стоит человек или человеко-лось, а вверху над ним или из его головы выходит птица.

Спасская ярмарка завершилась, однако она останется не только в воспоминаниях, но и в одежде, которую люди будут с удовольствием носить, и во множестве вещей, которые украсят их дома и будут радовать и согревать своим теплом долгие годы.

Наверх страницы Вниз страницы