Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Ольга Григорьева

ГлавнаяМеждународные Цветаевские чтенияПод сению Цветаевских имён

Международные Цветаевские чтения • 2014

Год культуры в Российской Федерации
Год культуры в Республике Татарстан
25 лет Елабужскому государственному музею-заповеднику

27.09.2014

Под сению Цветаевских имён

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Впервые в дни проведения Цветаевских чтений в Елабуге за круглым столом собрались представители цветаевских музеев из Москвы, Ново-Талиц, Александрова, Болшева, Феодосии, Елабуги, Усень-Иванова и Павлодара. Тема круглого стола была обозначена как «Вопросы музеефикации, реэкспозиции, создания новых экспозиций в музеях, посвящённых Марине Цветаевой и её семье».


На заседании круглого стола
На заседании круглого стола Фото Л.Пахомовой

На заседании круглого стола

Открывая заседание, проходившее в зале учёного совета Елабужского института КФУ, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р.Руденко, в частности, сказала: «По правилам музейного дела экспозиции, которые мы с вами с любовью и огромным желанием создаём, должны дополняться новыми предметами, материалами плоскостного характера, артефактами, мемориальными вещами, а через 10 лет существенно изменяться. Но последнее положение можно оспаривать, когда речь идёт о мемориальных музеях.

За рубежом сейчас в нашей сфере очень приветствуются информационные технологии. Когда заходишь в какой-нибудь музей истории города и даже мемориальный, то не видишь хронологии событий, не видишь предметов, то есть того, что в классическом понимании означает музей. В России всё это пока ещё сохранилось.

На встрече с представителями музейного сообщества, проходившей в рамках фестиваля «Интермузей 2014», Дмитрий Анатольевич Медведев сказал о том, что степень насыщенности информационными технологиями музея является прерогативой творческого коллектива самого музея».

От имени всех присутствующих Г.Р.Руденко высказала слова глубочайшей признательности О.А.Трухачёвой, благодаря которой цветаевские музеи получили в дар мемориальные вещи, документы, рукописи, дневники Анастасии Ивановны Цветаевой.

Круглый стол проходил 5 сентября, совпавшее сразу с двумя датами – днём смерти А.И.Цветаевой и днём рождения Н.И.Катаевой-Лыткиной, благодаря которой был сохранён дом в Борисоглебском переулке, где жила М.И.Цветаева. Участники заседания почтили их память минутой молчания.

Ольга Трухачёва
Ольга Трухачёва Фото Л.Пахомовой

Ольга Трухачёва

Первой слово было предоставлено О.А.Трухачёвой, которая рассказала о том, куда был передан архив её бабушки и о многом другом. Большая часть архива, который помогали разбирать друзья Анастасии Ивановны Галина Никитина и Глеб Васильев, была подарена Москве. Киот с иконами и мебель, которую А.И.Цветаева, вернувшись в Москву после лагерей и ссылки, покупала по комиссионным магазинам в память о родительском доме в Трёхпрудном, можно увидеть сейчас в московском музее Марины Цветаевой. Туда же подарена библиотека Анастасии Ивановны, а её рояль находится в Александровском музее.

«Я очень благодарна, что у меня эти вещи берут, — сказала Ольга Андреевна, — что из них делают экспозиции, что публикуют бабушкины книги, в том числе те, которые ей не удалось увидеть при жизни».

По сути, весь круглый стол в большей степени представлял собою ретроспективный рассказ о цветаевских музеях. А начался он выступлением Э.С.Красовской — директора не просто музея, а Культурного центра «Дом-музей М.И.Цветаевой».

«Этот небольшой четырёхквартирный особняк, построенный 155 лет тому назад, — рассказала Эсфирь Семёновна, — уцелел, несмотря на все исторические и социальные катаклизмы, произошедшие в стране и Москве за последние полтора столетия. Выбранная Мариной Цветаевой семикомнатная квартира №3 на втором этаже была в доме самой головоломной планировки — с внутриквартирной трёхэтажностью, сюрпризами в каждой из комнат, потолочным освещением, выходом на крышу-террассу, «скошенной» мансардой, разной высотой потолков, закоулками. Прожитые ею в этом доме восемь лет совпали с Первой мировой и Гражданской войнами, революцией. А ещё это необыкновенно творческий период в жизни Марины Цветаевой, когда она состоялась как поэт, прозаик и драматург. Здесь она написала свыше 1000 стихов, поэмы «Егорушка» и «Переулочки». Этот дом гостеприимно открыл двери Николаю Бердяеву, Вячеславу Иванову, Осипу Мандельштаму, Геогрию Шегели, Юргису Балтрушайтису, Константину Бальмонту и другим представителям художественной и интеллектуальной элиты.

Эсфирь Красовская
Эсфирь Красовская Фото Л.Пахомовой

Эсфирь Красовская

После отъезда Марины Цветаевой за границу дом превратился в обычную советскую коммуналку. Правда, не тронутый ремонтом, он сохранил резные белые двери, лепнину, изразцовые печи, фрагменты дубовых панелей, витражи. А за тонкими перегородками легко угадывалась оставшаяся в неизменном виде уникальная планировка. Но время брало своё: дом ветшал и разрушался.

К 1984 году жизнь здесь теплилась только в одной квартире, где жила Н.И.Катаева-Лыткина. Она не выезжала из дома и всеми возможными способами пыталась его сохранить. Дом удалось спасти только благодаря энтузиазму и усилиям деятелей культуры при поддержке широкой общественности. И, в первую очередь, благодаря Дмитрию Сергеевичу Лихачёву.

Именно он высказал идею о создании в этом доме центра по изучению Серебряного века, о проведении творческих встреч и вечеров, о возможности собирать здесь московскую культурную элиту».

И дом № 6 в Борисоглебском переулке, действительно, с самого начала получил официальный статус культурного центра, подкреплённый тем, что ему был передан Архив русского зарубежья. Здесь хранятся редчайшие документальные источники и печатные издания, связанные с жизнью и творчеством М.Цветаевой и её окружения, с представителями разных поколений русской эмиграции.

Международные научные форумы, многочисленные издательские проекты и многое другое превратили московский музей в ведущий центр отечественного и мирового цветаеведения. По словам Э.С.Красовской, сердце музея — это мемориальная квартира. Её восстанавливали по воспоминаниям Анастасии Цветаевой, Ариадны Эфрон, друзей семьи, часто здесь бывавших и хорошо знавших подробности обстановки и мелочи быта. Обаяние пространства мемориальной квартиры поражает каждого, входящего в этот дом. Именно поэтому, несмотря на современные веяния в сфере музееведения, Эсфирь Семёновна выступает за то, чтобы они не касались мемориальной квартиры.

На заседании круглого стола
На заседании круглого стола Фото Л.Пахомовой

На заседании круглого стола

Сбылись благие пожелания Д.С.Лихачёва. Авторские вечера поэтов и писателей, презентации книг и журналов, литературно-художественные вечера, встречи с известными учёными, артистами и музыкантами проходят в концертном и выставочном залах Дома-музея. Здесь же проводятся столичные и международные выставки живописи, графики, художественных фотографий, архивных документов.

В цокольном этаже располагается «Турнирный зал поэтов», где идут диспуты творческой интеллигенции и заседания поэтического объединения «Магистраль».

Модернизируя методы работы, рассчитанные на разный уровень посетителей, в Доме-музее делают ставку на интерактивность, внедрение гибких экспозиций с использованием скрытых планов, аудио-, видео- и компьютерной техники, которые позволяют в режиме non-stop представлять разнообразную тематическую информацию, музыкальные произведения, фильмы и т.д.

На сегодняшний день самой большой коллекцией мемориальных предметов (которую едва ли кто-то сможет уже превзойти) обладает Музей семьи Цветаевых в Ново-Талицах. Она насчитывает более 3000 единиц хранения.

Александра Полякова
Александра Полякова Фото Л.Пахомовой

Александра Полякова

Как рассказала заведующая музеем А.А.Полякова, в этом красивом деревянном доме с мансардой, большим хозяйственными двором и обширной усадьбой поселился вместе с семьёй дед Марины Ивановны священник Владимир Васильевич Цветаев. После его кончины в родительском доме проживал старший сын Пётр, тоже священник. Когда он в 1902 году умер, а почти все дети разъехались, то в Талицах остались его вдова и младшая дочь Антонина, работавшая врачом в местной больнице.

В 1928 году дом со всей обстановкой и вещами был продан семье Смирновых, которые проживали в нём до 1988 года. За всё это время каких-то серьёзные перестроек здесь не производилось, сохранилась часть цветаевских вещей — мебель, книги, фотографии.

В 1978 году одна из дочерей Смирновых — Галина Кочеткова прочитала «Воспоминания» Анастасии Цветаевой. Она начала изучать историю талицкого дома и биографии живших в нём людей. Работала в Ивановском и Владимирском архивах, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, создателем которого был отец М.Цветаевой Иван Владимирович. В результате, был открыт домашний музей, который посещали школьники, туристы, люди, неравнодушные к истории цветаевского рода, к жизни и творчеству Марины Ивановны. Устраивались литературные встречи, тематические вечера. Постепенно сложился круг друзей цветаевского дома. В него входили учителя местной школы, краеведы, учёные, исследователи из Ивановского государственного университета, литераторы, журналисты, которые впоследствии поддержали инициативу по созданию Музея семьи Цветаевых.

В 1988 году дом, а затем и часть находившихся в нём мемориальных предметов были приобретены в собственность государства. Большое количество личных вещей — мебель, фарфор, малая пластика, фотографии — была сохранена Валерией Ивановной Цветаевой. После её смерти они перешли к вдове её брата Андрея Ивановича Цветаева — Евгении Михайловне. Именно она позднее передала эту коллекцию для пополнения музея. Ещё часть вещей была привезена из Тарусы.

В мае 1995 года после продолжавшейся несколько лет реставрации Музей семьи Цветавевых был торжественно открыт. В нём сохранилась атмосфера крепкой цветаевской семьи, которая не оставляет равнодушным никого, кто хоть раз побывал в этом доме.

Ольга Саттарова
Ольга Саттарова Фото Л.Пахомовой

Ольга Саттарова

А вот в селе Усень-Ивановском, где летом 1911 года полтора месяца прожили Марина Цветаева и Сергей Эфрон, и следа не осталось от того домика «на берегу озера, с прекрасными мшистыми берегами», как описывал его Сергей в письме своей сестре Елизавете. Нескольких писем да воспоминания местного паренька, который приносил юной паре продукты, катал их на лодке, сопровождал на рыбалке и прогулках к Девичьему роднику, оказалось, тем не менее, достаточно, чтобы в октябре 1992 года, в канун 100-летнего юбилея со дня рождения Марины Цветаевой в Усень-Ивановском был открыт первый в России памятник поэту, а год спустя появился Литературно-художественный музей её имени. Располагался он в здании лесничества. «К сожалению, в 2010 году, — сообщила директор О.Ф.Саттарова, — нас оттуда выгнали и с тех пор мы ютимся в крохотной каморке. А в Год культуры у нас отключили свет, и уже три месяца я провожу экскурсии при свечах. Между тем, у нас бывает ежегодно до трёх и более тысяч посещений. Люди приезжают не только из России, но и из Франции, Голландии. Мы водим их на природу, на Девичий родник, где Марина Цветаева читала молодёжи свои стихи. И, хотите — верьте, хотите — нет, но витает там в воздухе что-то необыкновенно-волшебное, цветаевское, словно мы сами переносимся в далёкий 1911 год».

Если в Усень-Ивановском был открыт первый памятник М.Цветаевой, то Александрову принадлежит первенство в создании музея. Он появился в этом городе в 1991 году, когда почитатели поэта собрались на десятый по счёту Цветаевский праздник. Об этом рассказала участникам круглого стола заместитель директора Э.Б.Калашникова. Музей располагался в одном из двух домов усадьбы Лебедевых, в котором жили какое-то время А.И.Цветаева и её второй муж М.А.Минц. Сюда в 1916 году к ним приезжала Марина Цветаева. И здесь ей так хорошо работалось, что Анна Саакянц даже назвала этот период «Александровским летом» М.Цветаевой.

Эльвира Калашникова
Эльвира Калашникова Фото Л.Пахомовой

Эльвира Калашникова

Поскольку на момент открытия не было никаких мемориальных вещей, то экспозиция создавалась на основе метафор. Её доминантой стали увеличенная в человеческий рост фотография, получившая название «Последняя встреча». Сделанная в июне 1916 года, она запечатлела сестёр Цветаевых с мужьями и детьми. Поставленный рядом букет искусственных цветов и трав напоминал об их прогулках по окрестностям города и о том, что они были здесь счастливы. А разбитое зеркало символизировало их дальнейшие драматические судьбы. «Беседка» М.Цветаевой была представлена скамьёй, увитой глицинией — крымской лианой, условно объединяющей Александров и Коктебель. В комнате с названием «Мировая слава Марины Цветаевой» можно было увидеть книги поэта на разных языках, афиши спектаклей по её произведениям, портреты.

После кончины А.И.Цветаевой была оформлена ещё одна экспозиция, полностью посвящённая ей. Мемориальные вещи передала О.А.Трухачёва. Тогда же было изменено название музея, который стал Литературно-художественным музеем Марины и Анастасии Цветаевых.

Несколько лет этот дом был закрыт на реставрацию. После её завершения перед посетителями предстала новая экспозиция, хотя концептуально её построение также велось от метафор. В прихожей витает атмосфера улиц старого Александрова, которая исходит от картин местного художника Леонида Банакина, написанных в манере «наивной живописи».

На заседании круглого стола
На заседании круглого стола Фото Л.Пахомовой

На заседании круглого стола

Основное помещение, освобождённое от внутренних перегородок, делится на две части условной зеркальной речкой с мостиками. Кому-то она напоминает реальную реку, текущую в Александрове. Для других — символизирует реку времени или мифическую Лету. И вновь в центре первой части экспозиции фотография «Последняя встреча». Рядом — снимки приезжавшего в Александров Осипа Мандельштама и тех людей, которые были в этом городе близким окружением сестёр Цветаевых. Перейдя мостик, вновь попадаешь в Александров столетней давности. Только теперь по нему можно пройтись, заглядывая в окна домов, за которыми видны реальные жители города той поры.

Кроме второго дома на бывшей Лебедевской усадьбе (он в настоящее время находится в аварийном состоянии и ждёт реставрационных работ) музею был передан ещё один расположенный по-соседству дом, где в 2006 году открылась вторая большая экспозиция «Александров — столица 101-го километра». Она посвящена прошедшим через репрессии людям, чьи судьбы так или иначе связаны с Александровым. На сегодняшний день здесь представлены материалы о 72 репрессированных. В их числе — Анастасия Цветаева, её сын Андрей Трухачёв и Ариадна Эфрон, что позволяет связать обе экспозиции музея.

Кроме того, памятуя цветаевские строки: «За этот ад, / За этот бред, / Пошли мне сад / На старость лет», здесь заложен сад Марины и Анастасии Цветаевых. Есть у музея зал, где постоянно проходят выставки, концерты, литературные вечера. И, как сказала Э.Б.Калашникова: «Горожане твёрдо уверены, что у нас не просто музей, а культурный центр».

На заседании круглого стола
На заседании круглого стола Фото Л.Пахомовой

На заседании круглого стола

То же самое можно сказать и о Музее Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии, который представила научный сотрудник М.Н.Федоренко. Он входит в состав Коктебельского заповедника «Киммерия М.А.Волошина». Знакомство сестёр с Феодосией произошло в июне 1911 года. Город очаровал их и когда в августе 1913 года внезапно умер отец, что оказалось для них страшным ударом, было решено на время уехать из Москвы.

Так они снова оказались в Феодосии. Анастасия с сыном снимали жильё в доме на углу бывшей Военной и Бульварной, а Марина с мужем и дочерью поселились неподалёку на даче фотохудожника Э.М.Редлиха. Сёстры с успехом выступали на поэтических и музыкальных вечерах, участвовали в благотворительных акциях. Максимилиан Волошин ввёл Цветаевых в круг своих знакомых — известных в Феодосии людей.

Здесь Марина Цветаева создала поэму «Чародей», стихотворения «Генералам двенадцатого года», «В огромном липовом саду...», «Над Феодосией угас...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Але» и другие. Отразился этот период в воспоминаниях, а также в прозе Анастасии Цветаевой.

Идея создания музея сестёр возникла в среде творческой интеллигенции Феодосии в 1980-е годы. В октябре 1998 года с этой целью был организован общественный совет. Тогда же начала формироваться фондовая коллекция будущего музея, которую пополняли дарители из России, Украины, Германии, Чехии, США, Израиля. Хранителем коллекции, а впоследствии первой заведующей музеем стала И.М.Двойнина. Почти каждый год она отправлялась в Москву и возвращалась оттуда не с пустыми руками. Благодаря этим поездкам появились мемориальные вещи Анастасии Цветаевой, Ариадны Эфрон и даже Марины Цветаевой.

Марина Федоренко
Марина Федоренко Фото Л.Пахомовой

Марина Федоренко

В конце 2003 года музею было выделено помещение в том самом доме, где жила когда-то Анастасия Цветаева. Экспозиционная площадь его пока невелика, но есть ещё большой зал, реконструкция которого должна начаться в следующем году. Кроме того, сотрудники музея надеются, что со временем им будет передана и та часть здания, где сейчас располагается жилищно-эксплуатационная контора.

Пока же работа ведётся в маленьком, но уютном музее. Его экспозиция рассказывает о феодосийско–коктебельском периоде жизни Цветаевых — самом прекрасном времени их молодости, которое они всегда вспоминали с ностальгией. В мемориальной комнате музея воссоздан интерьер феодосийского жилого дома начала ХХ века. Здесь можно увидеть диван, столик и любимое кресло Марины Цветаевой с дачи Редлихов. Особое место в экспозиции занимает стереоскоп — прибор для просмотра «объёмных» фотографий. Ранее он принадлежал фотохудожнику Э.М.Редлиху. Но им часто пользовалась и Анастасия Цветаева, которая в 1913 году уже имела собственный фотоаппарат, приобретённый за рубежом. Мемориальные вещи сестёр и Ариадны Эфрон помогают воссоздать живую атмосферу, которую может почувствовать каждый посетитель.

В июне этого года музей отметил 5 лет со времени своего открытия. Коллектив проводит большую, не раз отмеченную наградами работу по музейной педагогике. Уже традиционными стали здесь Международные Цветаевские фестивали, объединяющие цветаеведов, актёров, музыкантов, поэтов и писателей из разных стран. В планах музея — расширение экспозиции, установка памятника Марине и Анастасии Цветаевым, возрождение традиций феодосийских литературно–художественных салонов начала ХХ века и многое другое.

Ирина Шкурлатовская
Ирина Шкурлатовская Фото Л.Пахомовой

Ирина Шкурлатовская

По сравнению со счастливым временем в Феодосии, болшевский период в жизни Марины Цветаевой несёт на себе печать неизбывной драмы. Здесь она утратила мужа и дочь, отсюда бежала вместе с сыном, не в силах вынести смертельного ужаса. Но всё это в прошлом. А сегодняшний день Музея–квартиры М.Цветаевой в Болшеве во многом определяется работой со школьниками, о которой рассказала на круглом столе старший научный сотрудник И.В.Шкурлатовская. Опираясь на принципы музейной педагогики, требующие, в частности, учитывать возраст детей и школьную программу, музейщики поставили перед собой главную цель: ребёнок должен уходить отсюда с ощущением, что Марина — это близкий ему человек. Они рассказывают о её детстве и юности, в которой она сталкивалась с теми же проблемами, что и сегодняшние дети. Декламируют и предлагают самим школьникам прочитать цветаевские стихотворения «Мама за книгой», «Почему ты плачешь» и другие ранние её произведения. В этом музее дети печатают на машинке, слушают патефон, играют в старинные игры... И не удивительно, что они уходят отсюда с желанием вернуться.

Достаточно долгое время музейное здание находилось на реставрации. При формировании новой экспозиции сотрудники изначально решили сделать так, чтобы в музее было удобно и комфортно работать с детьми. Кроме мемориального дома, в их распоряжении большая, прилегающая к зданию территория и сквер Марины Цветаевой с благоустроенными дорожками, вдоль которых установлены камни. На каждом из них прикреплена табличка с названием города, вошедшего в судьбу поэта.

Самым молодым из цветаевских музеев является тот, что открылся не так давно в Павлодаре. Он посвящён Анастасии Ивановне Цветаевой, которая жила здесь у сына Андрея Трухачёва. В конце сентября 1958 года в далёкий казахстанский город пришло письмо от Б.Л.Пастернака. Оно было адресовано Анастасии Цветаевой, которая начала в то время писать свою книгу «Воспоминания» и отправляла ему в копиях рукописи глав.

«Ася, душечка, браво, браво! — писал он. — Только что получил и только что прочёл продолжение, читал и плакал! Каким языком сердца всё это написано, как это дышит почти восстановленным жаром тех дней! Как бы высоко я Вас не ставил, как бы ни любил, я совсем не ждал такой сжатости и силы... Ваш слог обладает властью претворения, — я забываю, что этих матерей и комнат и девочек уже нет, они заново повторяют свой обречённый выход, заново живут и заново уходят, нет слёз, достаточных, чтобы оплакать их исчезновение и конец. Какие драгоценные пропавшие клады...

Пишите так дальше, это поразительные воспоминания!»

Выступает Ольга Григорьева
Выступает Ольга Григорьева Фото Л.Пахомовой

Выступает Ольга Григорьева

«Долгие годы имя Анастасии Ивановны Цветаевой и семьи Трухачёвых в Павлодаре замалчивалось, видимо, как репрессированных, — рассказала директор музея, Лауреат премии им. М.Цветаевой, поэтесса Ольга Григорьева. — И когда в начале 90-х годов я стала заниматься этой темой, то не нашла никаких свидетельств ни в музеях города, ни в архивах. Но благодаря тому, что в городе живёт внук А.И.Цветаевой Геннадий Васильевич Зеленин (сводный брат О.А.Трухачёвой) и ещё живы многие знавшие писательницу павлодарцы, удалось собрать достаточный материал и написать очерк «Анастасия Цветаева в Павлодаре». Он был опубликован в областной газете «Звезда Прииртышья», затем во многих журналах, коллективных сборниках и книге очерков «Вы — история, не поколение...» Так появилась в Павлодаре «цветаевская тема», возник интерес горожан к творчеству Анастасии Ивановны, стали накапливаться свидетельства, материалы, фотографии.

И вот 4 января 2014 года, в день её именин, в Славянском культурном центре Павлодара состоялось открытие первого в мире музея Анастасии Ивановны Цветаевой. В его основу легла моя коллекция материалов, книг, фотографий, а после открытия мы стали получать многочисленные подарки из цветаевских музеев и от частных лиц. Неоценимую помощь музею своей бабушки оказывает Ольга Андреевна Трухачёва, пополняя фонды подлинными вещами, рукописями и фотографиями Анастасии Ивановны.

Конечно, мы мечтаем о том, что со временем цветаевским музеем станет дом на улице К.Маркса, где в 1957–1959 годах жила А.И.Цветаева с семьёй сына А.Б.Трухачёва и где родилась Ольга Андреевна.

Благодаря финансовой и организационной поддержке Славянского центра музей имеет возможность заниматься издательской деятельностью. В этом году был выпущен сборник стихотворений «Связующая век и миг», посвящённых А.И.Цветаевой, куда вошли стихи Марины Цветаевой о младшей сестре и стихотворения более 30 авторов — наших современников. Тесная дружба связывает музей с клубом авторской песни Павлодара «Серебряные струны». Двенадцать наших композиторов и бардов написали песни на стихи А.Цветаевой. Они войдут в уникальный сборник «Верую в добро», который будет включать ноты 40 песен. Презентация этого проекта состоялась в день празднования первой годовщины со дня открытия музея».

Обсуждение резолюции круглого стола
Обсуждение резолюции круглого стола Фото Л.Пахомовой

Обсуждение резолюции круглого стола

Конечно, наш рассказ о Цветаевских музеях будет несколько неполным. Не смогли в этот раз приехать в Елабугу представители Музея семьи Цветаевых из Тарусы. Из-за недостатка времени не прозвучало выступление о Доме памяти и Литературном музее Марины Цветаевой в Елабуге. Но их, по словам Г.Р.Руденко, все присутствующие смогли воочию увидеть во время экскурсий.

Участники круглого стола приняли резолюцию, направленную прежде всего на то, чтобы цветаевские музеи смогли достойно представлять мировой общественности выдающееся творчество Марины Цветаевой и других талантливых представителей этого рода.


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы