Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Диана Кан

ГлавнаяБиблиотека Серебряного векаЯркое имя в современной поэзии

Библиотека Серебряного века

Год культуры в Российской Федерации
Год культуры в Республике Татарстан
25 лет Елабужскому государственному музею-заповеднику

18.05.2014

Яркое имя в современной поэзии

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

«Диана Кан — это яркое имя в современной поэзии, — сказал главный редактор журнала «Аргамак Татарстан» Николай Алешков на встрече с поэтессой в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея–заповедника. — У нас было три больших публикации стихов Дианы Кан и почти в каждом номере она выступает как публицист. Кроме того, Диана Кан – член редколлегии журнала «Аргамак» и я рад нашему сотрудничеству».


Встреча с Дианой Кан
Фото Л.Пахомовой

Для многих сидящих в зале творчество Дианы Кан стало известно именно по публикациям в этом литературном альманахе. На встрече в Библиотеке Серебряного века гостья из Новокуйбышевска в основном отвечала на вопросы. Стихов прочла мало, всего лишь четыре, но начала с того, в котором рассказывается о встрече с родным городом Термезом. Здесь в военном гарнизоне служил её отец. И отсюда в канун перестройки она уехала после развода родителей на родину матери в Оренбург:

      Я узнаю твой знаменитый зной…
      Ты не забыл, что я тебе родная?
      Но ты, такой красивый и чужой,
      Глядишь в упор, своих не узнавая.

      Мол, ну, какой же ты,
      		Диана Кан, поэт?
      Разбойница, драчунья и бандитка!
      А ты, хоть и моднее стал одет,
      Не городок, а сто рублей убытка!

      А если так, то нечего в упор
      Смотреть на то, как я вернулась в детство,
      Где был мне тесен
      	душный твой простор,
      Где зной знобил доверчивое сердце.
 
      Не здесь ли – послушание само! –
      Я постигала септаккорды-гаммы?
      Здесь мной разбито не одно окно
      И спичек уворовано у мамы!

      ...Ответь же мне
      	без горестных надсад –
      И более я не задам вопросов! –
      Куда ты подевал Татарский сад –
      Отчизну лучших в мире абрикосов?

      Там спелых яблок восковая спесь
      Не раз подверглась моему набегу.
      Там на любое дерево залезть
      Умела я с хорошего разбега…

      Ты это всё на новенький проспект
      Сменял, чтоб стать, как щёголь на картинке?..
      …Мой древний город, дервиш и поэт,
      Не мне судить тебя, твоей кровинке!
      В полночной луноликой тишине
      Дожить бы, дотянуть бы до рассвета!..
      От щедрых предков перепало мне
      Лишь это огнедышащее лето.

После этого стихотворения начинаешь понимать, откуда в поэзии Дианы Кан доходящая до самобичевания смелость, воинственный пыл её кратких, хлещущих, словно бич строчек. Но она может быть и совершенно иной: задумчивой, затаённой, напевно-былинной со всплывающими, словно из глубин памяти, диковинными русскими словами. Столь же разнообразны и темы её стихотворений. Задумываешься, откуда это? И невольно вспомнишь, что ближайшими «щедрыми предками» Дианы Кан были японцы, корейцы и яицкие казаки.

Встреча с Дианой Кан
Фото Л.Пахомовой

Её детство и юность прошли в Узбекистане, где и в советское время оставались сильны мусульманские традиции. Но сама она выросла в православной семье (конечно, в те годы христианской преимущественно по букве, а не по духу). Но напротив их дома стоял пустующий старинный храм, в котором девочка любила уединяться и где она при всей его заброшенности ощущала какую-то совершенно особую атмосферу.

Собственные стихи Диана Кан начала писать в 19 лет после переезда в Оренбург, когда ощутила в душе пустоту, оторвавшись от всего, что было близким и привычным. Воспитанная на поэзии Омара Хайяма, она открыла для себя Марину Цветаеву и Анну Ахматову, других поэтов. Среди современников главное место в её сердце и творчестве судьба уготовила Юрию Кузнецову.

Встреча с Дианой Кан
Фото Л.Пахомовой

До Оренбурга его книги не доходили, и у Дианы не было сборников московского поэта. Поэтому при каждом удобном случае она переписывала стихи Юрия Кузнецова в заветную тетрадь, тогда ещё не зная, что именно у него в середине 90-х годов будет учиться в Литературном институте. Он помог Диане Кан и с первой публикацией в столичном журнале «Наш современник». Его строгая взыскательность стала с тех пор той высокой планкой, на которую она неизменно ориентируется, когда пишет стихи. До сих пор, хотя Юрия Поликарповича не стало в 2003 году.

Отвечая на вопросы елабужской публики, Диана Кан рассказала о себе, своих книгах, об отношении к творчеству и поэтическому призванию. Стало традицией, что литераторы, побывавшие в Библиотеке Серебряного века, оставляют здесь свои произведения с автографами. Диана была исключением, сказав, что у неё уже нет книг и пообещав прислать, как только выйдет новая. Между тем, она автор семи сборников. А это значит, что её поэтическое слово находит живой отклик у современных читателей.

Встреча с Дианой Кан
Фото Л.Пахомовой


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы