Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Автографы участников фестиваля

ГлавнаяБиблиотека Серебряного векаПоединки без жертв

Библиотека Серебряного века

25.02.2013

Поединки без жертв

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

C лёгкой руки казанских и челнинских организаторов, облюбовавших Библиотеку Серебряного века Елабужского музея-заповедника, поэтические фестивали стали проходить в Елабуге с завидным постоянством. Последний из них под названием «Точка» состоялся 16 февраля. Вернее, в этот день он только начался. При этом в Елабуге было намечено проведение что-то вроде отборочного тура.


В литературной гостиной библиотеки
В литературной гостиной библиотеки Фото Л.Пахомовой

В литературной гостиной библиотеки

Каждый год организаторы этого челнинского фестиваля, а он проходит уже в пятый раз, стремятся привнести в него что-то новое. Так было и на этот раз, о чём собравшимся рассказал главный устроитель Анатолий Ухандеев.

«Пятая «Точка», — сообщил он, пройдёт в необычной для наших соседних городов форме поэтического слэма. Это — состязание, в котором поэты разбиваются на пары и читают свои стихи в течение минуты. Путём голосования публика выбирает победителей каждой пары, которые становятся участниками следующего тура и так далее — до финального поединка.

В каждом городе, где проходят подобные турниры, оказываются востребованными совершенно разные стихи. В Казани, например, обычно побеждают агрессивные мрачные поэты, которые читают тексты, где все умирают.

Сегодня о своем желании участвовать в поэтическом слэме заявило шесть человек. Получается, мы проведём первый тур из трёх пар, а затем публика выберет того, кто ей больше всего понравился, сразу из трёх участников второго тура».

В такой последовательности предложил провести поэтический слэм Анатолий Ухандеев. Но появилось другое мнение: устроить розыгрыш среди проигравших, в результате чего четверо смогут попасть в полуфинал и двое — в финал.

Мария Прохорова (слева) и Наталья Берестова
Мария Прохорова (слева) и Наталья Берестова Фото Л.Пахомовой

Мария Прохорова (слева) и Наталья Берестова

Публика решила растянуть удовольствие и проголосовала за второе предложение.

Из шестерых участников пятеро представляли Елабугу и лишь один — Андрей Маркелов — Набережные Челны. Первыми вступили в поединок Мария Прохорова и Светлана Попова. Мария прочла два шуточных стихотворения «Как хорошо, когда любимый спит» и «Мой возлюбленный». В последнем описаны метаморфозы чувств мужа, правда, пока гипотетического:

      …Но с работы придёт, уставая,
      Он не спросит «Как ты, дорогая?»
      И забудет, что сын в пятом классе,
      Что Антоном зовут, а не Васей.
      Для склероза пока рановато.
      Может быть, я во всём виновата?
      А в то время, когда мы встречались,
      Комплименты текли, не кончались!
      Всё он помнил тогда на отлично,
      Поженились — всё стало привычно…

Светлана Попова выступила со стихотворением «Весеннее» и одержала первую победу. Впрочем, намёк на неё содержался уже в последних строках её текста:

      …По исписанным матом перилам
      На высоком мосту
      Я пройду, удержусь — мне по силам.
      Я шагаю в весну.

В следующей паре с Натальей Берестовой наибольшее число голосов публики набрал Марат Ахтямов, читавший любовную лирику:

      Много на свете пленительных истин.
      Мне не хватало одной.
      Верь, мои мысли и помыслы чисты.
      Честное слово, я был атеистом
      Только до встречи с тобой.
      Мне не нужны так логичны и строги
      Все бытия доказательства Бога,
      Коих имеется шесть.
      Если глазами, ушами и кожею
      Чувствую, ты — доказательство Божие
      Просто лишь тем, что ты есть!

Третьим победителем стал Андрей Маркелов, сделавший мрачноватые зарисовки поздней осени.

Марат Ахтямов
Марат Ахтямов Фото Л.Пахомовой

Марат Ахтямов

В следующем поэтическом состязании, названном «туром последнего шанса», одна кандидатура по объективным причинам выбыла и борьба развернулась между Натальей Берестовой, прочитавшей «Рядом Бог и отдалён безмерно…» и «Полдень в лесу», а также Марией Прохоровой, представившей стихотворение «Блокадная виолончель». Выбор для публики оказался непрост. Мария победила с перевесом всего лишь в один голос.

В полуфинале Марату Ахтямову пришлось вступить в соревнование со Светланой Поповой, а Андрею Маркелову — с Марией Прохоровой. Хотя Марат и закончил своё стихотворение о представителях однополой любви под смех и шумные аплодисменты, предпочтения публики оказались всё же на стороне Светланы, которая прочла стихотворение:

      Опять глаза бессонные
      Смотрят ввысь.
      Оконными проёмами
      Поклянись.

      Пускай пройдёт бесчисленно
      Много лет.
      Ловить мы будем мысленно
      Хвост комет…

      Луна – глаза совиные,
      Словно яд.
      Оконной крестовиною
      Мир распят.

      Но снова в ночь безлунную,
      Как в бреду,
      К тебе дорогой лунною
      Я иду.

Лирическое посвящение «Сергею Есенину» Марии Прохоровой не устояло перед поэтическим напором Андрея Маркелова, чьё чтение больше напоминало крик, начинавшийся словами:

      Семь миллиардов, прощайте!
      Я трансформируюсь в бога…

Итак, в финале стихотворная дуэль состоялась между Елабугой и Набережными Челнами — Светланой Поповой и Андреем Маркеловым. Финалисты могли читать уже в течение не одной, а двух минут. При этом каждый представил вначале любовное, а затем шуточное стихотворение.

В первом из них Андрей долго препирался со своей любимой о том, куда же поехать отдохнуть. Ему хотелось в Дублин, ей — в Берлин, а в качестве компромисса был выбран Дубаи.

Андрей Маркелов
Андрей Маркелов Фото Л.Пахомовой

Андрей Маркелов

В любовной лирике Светланы Поповой вновь фигурировали спящий дом и ночное светило:

      …Над нами этажи
      И в ореоле света
      Застывшая луна.
      Дыханье задержи:
      Два тёмных силуэта
      У самого окна.

Шуточные стихи и того, и другой, словно по уговору, заканчивались своеобразной характеристикой поэтов.

Андрей:

      Поэтом быть, что быть японским нэцкэ —
      Погладить пузо и счастливым жить.

Светлана:

      Поэтом быть, увы, не просто,
      Ещё сложнее — программистом.

И вновь публике пришлось выбирать, кто же, по словам Анатолия Ухандеева, «лучший в Елабуге чтец собственных произведений на текущий момент». Оказалось, Светлана Попова — представительница классических тем и форм стихосложения. Ей был вручён подарок — «Словарь языка поэзии», который может пригодиться в том случае, когда «когда слова в голове вдруг кончаются, а чувств ещё много» (цитата из Анатолия Ухандеева). А ещё главный организатор фестиваля пригласил Светлану на следующий день в Набережные Челны, сказав, что там она сможет принять участие в поэтическом слэме сразу со второго тура.

А затем вновь зазвучали стихи. Их читали все, кто хотели: Наталья Берестова, которая в этот день впервые вышла на публику, — и дебют её был признан удачным. Она проявила себя, как вдумчивый автор, чья лирическая стихия пытливо ищет смысла жизни, сопереживает погибшим воинам и вынужденным эмигрантам, своеобразно и тонко запечатлевает природу: «Малахитами выбиты стройные ели На опалово-дымчатой глади утра», «Хвойное наважденье в звоне янтарных стволов».

Анатолий Ухандеев вручает подарок Светлане Поповой
Анатолий Ухандеев вручает подарок Светлане Поповой Фото Л.Пахомовой

Анатолий Ухандеев вручает подарок Светлане Поповой

На какую бы тему не писала Мария Прохорова, будь то концерт блокадной виолончели, печальная песня муэдзина, посвящение Сергею Есенину и Николаю Рубцову, описание матери, укачивающей ребёнка, и Девы Марии, скорбящей над Сыном, — все её стихи отмечены печатью возвышенного строя души.

Тепло приняла публика и поэзию Марата Ахтямова, прочитавшего напоследок три своих стихотворения из написанного почти 20 лет назад цикла о мировых религиях. Процитируем здесь только одно из них, касающееся христианства:

      Скажи, любезный Феофил,
      Зачем вам люб сей Бог покорный?
      Ведь Он так немощен и хил
      И казни предан был позорной.

      Иное дело — наш Зевес,
      Он нам раскаянье внушает,
      Громами буйными с небес
      Основы мира сотрясает.

      Или Деметра — стар и млад
      Ей песни дивные слагают,
      Когда роскошный виноград
      В полях без счёта созревает.

      За что вы любите Его?
      Зачем Его страшитесь слова?
      Какая польза от него?
      Что может сделать вам плохого?

      И Феофил сказал в ответ:
      — Своих богов вы чтите свято.
      Любви у вас к ним только нет,
      Лишь корысть или страх расплаты.

      Рекою жертвенною кровь
      Прольют твои единоверцы,
      Но бескорыстная любовь
      Навек заглохла в вашем сердце.

      Любовь не женщин и мужчин,
      Любовь, не ждущая награды,
      Любовь, которой нет причин,
      Любовь, которой нет преграды.

      И только тот, кто ею движим
      Сумеет он и Бог с ним свят
      Любить Того, кто был унижен,
      Воспеть Того, кто был распят.

Сотрудники Библиотеки Серебряного века решили, что пятилетие фестиваля «Точка» должно быть как-то отмечено. Начали они с того, что предложили всем шестерым участникам поэтического слэма после первого же выступления обвести цветным фломастером на ватмане свою ладонь и оставить на ней автограф. Позже на разрисованный и расписанный лист был устроен аукцион и его обладательницей стала Светлана Попова.

Пятилетие «Точки» было обыграно в разных заданиях и вопросах, самый интригующий из которых звучал так: «Скажите, что находится в этом чёрном ящике?» Угадал Марат Ахтямов, получивший в награду его содержимое — пятизвёздочный коньяк. Форма поэтического слэма пришлась елабужской публике по душе. Было даже высказано предложение сделать в городе подобные турниры традиционными.

Что в чёрном ящике?
Что в чёрном ящике? Фото Л.Пахомовой

Что в чёрном ящике?


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы