Министерство культуры Республики Татарстан

Контакты •  Карта сайта •  Гостевая книга •  Поиск по сайту •  Ссылки

Офис Елабужского государственного музея-заповедника
Ирина Промтова

ГлавнаяБиблиотека Серебряного векаУрок судьбы и одиночества

Библиотека Серебряного века

16.07.2016

Урок судьбы и одиночества

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

На этой неделе в Елабуге побывали заведующая кафедрой сценической речью ГИТИСа, профессор Ирина Промтова и доцент этой кафедры Вера Смоляницкая. Целью их поездки были цветаевские места, в которых они уже очень давно мечтали побывать. Творчество поэта обе неизменно включают в свои программы, обучая будущих режиссёров и актёров. Вот и в этом году на экзамене 2 курса актёрского факультета читались фрагменты пьес Марины Цветаевой. Эту видеозапись они привезли в Елабужский государственный музей-заповедник. А ещё — запись 1992 года пьесы М.И. Цветаевой «Приключения», поставленной студентами первого выпуска Петра Фоменко.


Вера Смоляницкая
Вера Смоляницкая Фото Л.Пахомовой

Вера Смоляницкая

Но самым главным подарком стал моноспектакль «Пошли мне сад» по творчеству Марины Цветаевой, с которым в Библиотеке Серебряного века выступила Вера Смоляницкая. Буквально с первых слов она — на сцене Марина Цветаева — безраздельно завладела вниманием зрителей. Это была не игра, а исповедь души. Души, осознающей своё трагическое одиночество, укоренённой в тоске, взыскующей любви:

      Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
      Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.
      О милая! Ни в гробовом сугробе,
      Ни в облачном с тобою не прощусь.

Любовь Марины Цветаевой особая. В эссе «Мой Пушкин» она говорит об этом, ссылаясь на увиденную в шесть лет сцену объяснения Татьяны и Онегина. Фрагменты из этого произведения звучат в числе первых в спектакле Веры Смоляницкой:

Моноспектакль «Пошли мне сад»
Моноспектакль «Пошли мне сад» Фото Л.Пахомовой

Моноспектакль «Пошли мне сад»

«Скамейка. На скамейке — Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что… это — любовь: когда скамейка, на скамейке — она, потом приходит он, и все время говорит, а она не говорит ни слова…

Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда — когда расставались. Никогда не любила — когда садились, всегда — когда расходились…

Но ещё одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку — и руки, не страшась суда — то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах — сделала. И если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».

Вера Смоляницкая
Вера Смоляницкая Фото Л.Пахомовой

Вера Смоляницкая

В спектакле органически сливаются выдержки из произведений, писем, дневниковых записей, которые дополняются и иллюстрируются стихами — экспрессивными, страстными, полными откровений. Среди них те, что посвящены таким знаковым в жизни Цветаевой фигурам, как Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Николай Гронский. После трагической гибели последнего, молодого талантливого поэта, Марина Цветаева написала целый цикл стихов «Надгробие»:

      За то, что некогда, юн и смел,
      Не дал мне заживо сгнить меж тел
      Бездушных, замертво пасть меж стен
      Не дам тебе — умереть совсем!

      За то, что за руку, свеж и чист,
      На волю вывел, весенний лист —
      Вязанками приносил мне в дом! —
      Не дам тебе — порасти быльём!

      За то, что первых моих седин
      Сыновней гордостью встретил — чин,
      Ребячьей радостью встретил — страх, —
      Не дам тебе — поседеть в сердцах!

Стихи Вера Смоляницкая читала великолепно. Но самым потрясающим было «Тоска по Родине! Давно…». Казалось, в него она вложила всю силу, весь эмоциональный накал переживаний своей героини.

Вера Смоляницкая
Вера Смоляницкая Фото Л.Пахомовой

Вера Смоляницкая

Эмиграция и горькое возвращение на Родину — всё это прошло перед взором зрителей, воскрешённое словом Марины Цветаевой.

А завершился спектакль её стихотворением:

      За этот ад,
      За этот бред,
      Пошли мне сад
      На старость лет.

      На старость лет,
      На старость бед:
      Рабочих — лет,
      Горбатых — лет...

      На старость лет
      Собачьих — клад:
      Горячих лет —
      Прохладный сад...

      Для беглеца
      Мне сад пошли:
      Без ни – лица,
      Без ни – души!.. 

      Скажи: довольно муки — на
      Сад — одинокий, как сама.
      (Но около и Сам не стань!)
      — Сад, одинокий, как ты Сам.

      Такой мне сад на старость лет...
      — Тот сад? А может быть — тот свет? —
      На старость лет моих пошли —
      На отпущение души.

Тепло поблагодарив Веру Смоляницкую, заместитель генерального директора ЕГМЗ по науке Александр Деготьков сказал: «Вы нам даёте возможность ещё раз вспомнить, переосмыслить и как-то по-новому принять Марину Ивановну».

Сама актриса познакомилась с поэзией Цветаевой в юности. В 15 лет она знала наизусть «Поэму Конца», с которой, кстати, и пришла поступать в институт. В 1987 году Вера Смоляницкая записала на фирме «Мелодия» пластинку «Серебряные дребезги». Что интересно, большую часть вошедших в тот виниловый диск материалов пришлось брать из французских изданий, — книги, подготовленные Анной Саакянц, вышли год спустя.

Вера Смоляницкая и Александр Деготьков
Вера Смоляницкая и Александр Деготьков Фото Л.Пахомовой

Вера Смоляницкая и Александр Деготьков

Позднее вместе с режиссёром Гедрюсом Мацкявичюсом Вера Смоляницкая поставила спектакль «Любовники без надежды», в основу которого легли «Поэма Конца» и поэма «Новогодняя».

«Цветаева для меня, — призналась актриса, — не только великий поэт, но и очень близкий, родной человек, который многому меня научил и во многом сформировал, поскольку, можно сказать, что я росла с ней с ранней юности.

Её творчество обращено в вечность, а это всегда возвышает».


в начало


Наверх страницы На главную Написать письмоПосетителям сайта: информация и помощь Вниз страницы